Эмпирическое исследование влияния кооперативного взаимодействия учителей и подростков на развитие идентификационных характеристик в подростковом возрасте, страница 6

Из таблицы №7 видно, что процентные показатели идентификационной модели «Только учителя, и если учителя на первом месте» и «Учителя, друзья равнозначно» выше у подростков с опытом кооперативного взаимодействия во всех возрастах, чем у подростков без опыта кооперативного взаимодействия. Исключение составляет 9 класс. И даже при сравнении идентификационной модели «Друзья, одноклассники» и «Учителя, друзья равнозначно» у подростков без опыта кооперативного взаимодействия, то заметна существенная разница. Прослеживается и возрастная динамика, особенно заметны показатели в 10-11 классах. Мы определили количество учащихся с опытом кооперативного взаимодействия и без опыта кооперативного взаимодействия с учетом выбора идентификационной модели (смотрите Приложение №8, гистограмма №1). Результаты следующие: «Только учителя, и если учителя на первом месте» у подростков с опытом кооперативного взаимодействия – 24 человека, у подростков без опыта кооперативного взаимодействия 6 человек. «Учителя, друзья равнозначно» у подростков с опытом кооперативного взаимодействия – 22 человека, у подростков без опыта кооперативного взаимодействия 4 человека. «Друзья, одноклассники» у подростков с опытом кооперативного взаимодействия – 5 человек, у подростков без опыта кооперативного взаимодействия 3 человека. Количественная разница в результатах очевидна и при среднем подсчете всех классов получаем. Самые высокие показатели у первой группы, как с опытом, так и без опыта кооперативного взаимодействия, вторые показатели у второй группы, и третьи у третей группы (таблица №7).

Однако необходимо учитывать возрастные особенности младших и старших подростков, поэтому подобную процедуру мы проведем с данными 10 и 11 классов (смотрите Приложение №8, гистограмма №2). Результаты следующие: «Только учителя, и если учителя на первом месте» у подростков с опытом кооперативного взаимодействия – 11 человек, у подростков без опыта кооперативного взаимодействия 2 человека. «Учителя, друзья равнозначно» у подростков с опытом кооперативного взаимодействия – 16 человек, у подростков без опыта кооперативного взаимодействия 2 человека. «Друзья, одноклассники» у подростков с опытом кооперативного взаимодействия – 3, у подростков без опыта кооперативного взаимодействия 4 человека. (смотрите Приложение №8, гистограмма №2).

Таким образом, мы обнаружили, что на выбор идентификационной модели влияет как наличие опыта кооперативного взаимодействия, а так же и возрастной показатель. У 10-11 классов наличие или отсутствие опыта кооперативного взаимодействия влияет существеннее на определение для себя значимой группы.

Мы обнаружили и качественные различия, это описания причин, почему важен учитель, у подростков с опытом и без опыта кооперативного взаимодействия. Для получения образования – основная причина важности учителя у подростков без опыта кооперативного взаимодействия с учителями. У подростков с опытом кооперативного взаимодействия с учителями причинами выступают высказывания – «учат нас быть самостоятельными, преодолевать трудности», «относятся к нам как к взрослым», «получаем поддержку, понимание, одобрение», «делают из нас хороших людей», «стильно одевается». Таким образом, получение образования это основная причина важности учителя для подростков без опыта кооперативного взаимодействия, отношения между подростками и учителем выстраиваются только как ученик – учитель. Кооперативные отношения учителей с подростками дают увидеть в учителе именно человека, представителя взрослого мира, как носителя норм и ценностей.

Для исследования влияния кооперативного характера взаимодействия на формирование идентификационных характеристик мы использовали методику «Ценностные ориентации» М. Рокича. В исследовании по данной методике приняли участие 98 учащихся 6-11 классов (смотрите Приложение № 6). Для анализа мы предлагаем использовать первые шесть ценностей, как терминальных, так и инструментальных. Рассмотрим порядок ранжирования первых шести терминальных ценностей во всех классах. Для обработки и интерпретации мы объединили между собой 6 и 7 класс, 8 и 9 класс, 10 и 11 классы.