Эмпирическое исследование влияния кооперативного взаимодействия учителей и подростков на развитие идентификационных характеристик в подростковом возрасте, страница 10

В таблице №11 мы видим, что на первых двух позициях находятся одинаковые ценности – Воспитанность и Аккуратность. Воспитанность можно рассматривать как ценность взрослых, это принятие норм поведения подростками, способов общения взрослого мира. 3 ранг занимают ценности – Честность и Жизнерадостность. Честность, на наш взгляд, является также ценностью взрослого мира, и она важна и проявляется в кооперативном взаимодействии. Можно считать ее приобретением кооперативного взаимодействия. Жизнерадостность – как ценность есть в обеих группах, 4 ранг она занимает в группе с опытом кооперативного взаимодействия. Совершенно различные ценности на 5 и 6 рангах. В первой группе это – Рационализм и Образованность, мы считаем это взрослыми ценностями, во второй - Смелость в отстаивании своего мнения и Высокие манеры. В ценности Смелость в отстаивании своего мнения, мы видим дефицит во взаимодействии среди подростков без опыта кооперативного взаимодействия.

Таблица №12. Сравнение первых шести общегрупповых инструментальных ценностей в группах с опытом и без опыта кооперативного взаимодействия подростков и учителей.

Инструментальные ценности

8-9 кл. (кооп.)

Групповой

ранг

Инструментальные ценности

8-9 кл. (без кооп.)

Воспитанность

1

Аккуратность

Образованность

2

Самоконтроль

Аккуратность

3

Воспитанность

Честность

4

Образованность

Независимость

5

Смелость в отстаивании своего мнения

Самоконтроль

6

Твердая воля

В таблице №12 мы видим, что в данной возрастной группе нет совпадений между ценностями по рангам. Ценности, занимающие первые два ранга в группе с опытом кооперативного взаимодействия – Воспитанность и Образованность, мы считаем, что это принятие норм поведения подростками, способов общения взрослого мира. Первые две ценности в группе без опыта кооперативного взаимодействия – Аккуратность и Самоконтроль. Мы предполагаем, что это те ценности, которые лежат в основе общения с этой группой взрослых и ее оценивание, и общения подростков между собой. На 3 и 4 рангах находятся ценности – Воспитанность и Образованность, таким образом, эти ценности наименее значимы для данной группы, чем для группы с опытом кооперативного взаимодействия. Очень четкая тенденция видна в обеих группах на 5 и 6 рангах. В одной группе это ценности – Независимость и Самоконтроль, в другой – Смелость в отстаивании своего мнения и Твердая воля. Можно предположить, что это либо возрастная особенность или уровень кооперативных взаимоотношений невысокий и все-таки преобладает воля взрослого, которой противостоят учащиеся.