Эмпирическое исследование влияния кооперативного взаимодействия учителей и подростков на развитие идентификационных характеристик в подростковом возрасте, страница 9

И так, в таблице №10 мы видим, что у учащихся 10-11 классов с опытом кооперативного взаимодействия и без опыта кооперативного взаимодействия 1 ранг отдан одной общей ценности – Здоровье. На наш взгляд, это общечеловеческая ценность, на которую не влияет наличие или отсутствие опыта кооперативного взаимодействия у учащихся. Также видим, что 2 и 3 ранг занимают ценности – Хорошие и верные друзья, и Счастливая семейная жизнь. На наш взгляд, обе группы определяют для себя ценность малой группы, к которой они принадлежат или будут принадлежать. Более реалистичная и близкая во временном промежутке ценность – Хорошие и верные друзья находится на 2 ранге в группе с опытом кооперативного взаимодействия, а ценность – Счастливая семейная жизнь на 3 ранге, в группе без опыта кооперативного взаимодействия ценности расставлены наоборот. 4 ранг занимает ценность – Любовь в группе учащихся с опытом кооперативного взаимодействия, а в другой группе – Материально  обеспеченная жизнь. В первой группе наиболее ценна любовь, чем материально обеспеченная жизнь, которая занимает 5 ранг. На 5 и 6 рангах находится новая для нашего анализа ценность – Уверенность в себе, на наш взгляд, более высокий 5 ранг и далее ценность – Свобода в группе без опыта кооперативного взаимодействия, говорит о дефиците сейчас этих ценностей у подростков.

Подводя итог анализу терминальных ценностей можно сделать выводы:

·  Общая для всех возрастных групп и самая ценная ценность – Здоровье. На наш взгляд, это общечеловеческая ценность, на которую не влияет наличие или отсутствие опыта кооперативного взаимодействия у учащихся;

·  Счастливая семейная жизнь и Хорошие и верные друзья – ценности, занимаемые высокие ранги как в группе с опытом кооперативного взаимодействия и без опыта кооперативного взаимодействия. Обе группы определяют для себя ценность малой группы, к которой они принадлежат (друзья) или будут принадлежать (семья);

·  Ценность – Материально обеспеченная жизнь присутствует во всех возрастных группах без опыта кооперативного взаимодействия. Мы предполагаем, что при отсутствии кооперативного взаимодействия преобладают индивидуалистические ценности;

·  Ценность – Любовь жизнь присутствует во всех возрастных группах с опытом кооперативного взаимодействия. Мы считаем, что именно кооперативное взаимодействие обеспечивает такие общечеловеческие ценности как Любовь;

·   В группах без опыта кооперативного взаимодействия больше присутствуют и занимают высокие ранги ценности – Уверенность в себе, Свобода, что говорит, на наш взгляд, о дефиците данных ценностей в данных группах.

Далее рассмотрим порядок ранжирования первых шести инструментальных ценностей во всех классах. Для анализа, мы также объединили между собой 6 и 7 класс, 8 и 9 класс, 10 и 11 классы.

Таблица №11. Сравнение первых шести общегрупповых инструментальных ценностей в группах с опытом и без опыта кооперативного взаимодействия подростков и учителей.

Инструментальные ценности

6-7 кл. (кооп.)

Групповой

ранг

Инструментальные ценности

6-7 кл. (без кооп.)

Воспитанность

1

Воспитанность

Аккуратность

2

Аккуратность

Честность

3

Жизнерадостность

Жизнерадостность

4

Самоконтроль

Рационализм

5

Смелость в отстаивании своего мнения

Образованность

6

Высокие манеры