Проект региональной целевой программы “Сейсмобезопасность территории Хабаровского края”, страница 8

Целями Программы являются: максимально возможное на современном уровне развития сейсмологии и строительства повышение сейсмобезопасности населения; снижение социального, экономического и экологического риска в крупных городах, расположенных в сейсмически опасных районах края; снижение ущерба от сильных землетрясений и смягчение их последствий.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие основные задачи:

- создание и развитие научной базы по оценке сейсмической опасности территории – уточнение карт общего сейсмического районирования и сейсмическое микрорайонирование крупных городов края;

- создание, внедрение и развитие научной и нормативно-методической базы по оценке сейсмического риска, разработка сценариев землетрясений и активных действий по ликвидации их последствий, уточнение моделей сейсмических воздействий на здания и сооружения;

- формирование территориальной нормативной базы по обеспечению сейсмической надежности существующих, проектируемых и строящихся поселений, промышленных узлов, зданий, сооружений и объектов инженерной инфраструктуры;                                                                             

- создание и развитие сети сейсмостанций для инструментальных наблюдений за землетрясениями с 8 энергетического класса включительно;

- разработка и внедрение научно-методической базы по снижению сейсмической уязвимости существующих населенных пунктов;

- проведение обследования и паспортизации ответственных и высокоответственных зданий и сооружений в сейсмоопасных районах;

- осуществление антисейсмического усиления высокоответственных объектов, разработка и проведение градостроительных и планировочных мероприятий по смягчению последствий сильных землетрясений;

- создание системы сейсмического мониторинга (территориального и объектного) для отслеживания напряжений в блоках земной коры и их перемещений, поведения зданий и сооружений в условиях спокойного сейсмического режима и во время землетрясений;

- создание и развитие системы информационного обеспечения и управления сейсмическим риском, а также стратегии, тактики и взаимодействия органов административно-хозяйственного управления разных уровней, подразделений министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и предприятий строительного комплекса при аварийно-спасательных, эвакуационных и ремонтно-восстановительных работах;

- подготовка городов к сейсмическим бедствиям, а населения и органов управления – к действиям во время и после землетрясений;

- организация подготовки специалистов по антисейсмическому строительству и по чрезвычайным ситуациям в ВУЗах края.

Программа намечена к реализации в течение 9 лет в 2 этапа, при этом в нее включены исследования, выполненные и финансируемые в 2002 году.

На 1 этапе (2002-2005 годы) выполняются, в основном, общесейсмологические, научно-исследовательские, нормативно-методические и опытно-конструкторские работы, а также камеральная (по данным бюро технической инвентаризации и эксплуатационных организаций) паспортизация и выборочное обследование типичных зданий и сооружений в разных по уровню сейсмичности районах края. Будет систематизирована и развита нормативная база и создана основа для измерений сейсмостойкости инженерных объектов. Предусмотрены исследования, необходимые для корректировки, детализации и уточнения мероприятий Программы на 2 этапе ее осуществления. Будут разработаны научно-методические и организационные основы, приемы и механизмы для дальнейшей реализации скорректированной Программы.

Федеральной программой «Сейсмобезопасность территории России» Хабаровский край отнесен к второочередным территориям и выделение госбюджетных средств предусмотрено только после 2005 года. По этой причине финансирование мероприятий 1 этапа Программы предусмотрено, в основном, за счет средств краевого и муниципальных бюджетов.

На 2 этапе (2006-2010 гг.) планируется практическая реализация основных положений Программы, завершение паспортизации недостаточно стойких объектов, укрепление всех объектов повышенной и особой ответственности и разработка конкретного плана работ по объектам массовой застройки (усиление, ремонты, ликвидация, перепрофилирование, консервация и т.д.). На втором этапе корректировка мероприятий Программы будет осуществляться только при необходимости учета объемов финансирования и возможного изменения приоритетов в силу непредвиденных обстоятельств.