Проект региональной целевой программы “Сейсмобезопасность территории Хабаровского края”, страница 6

Подобная ситуация сейсмического затишья с начала 70-х годов наблюдалась в низовьях Амура и на Северном Сахалине и завершилась Нефтегорским землетрясением 1995 г. Вопрос о возможной разрядке напряжений в низовьях Амура остается открытым и требует проведения специальных работ.

Ближайшие к Хабаровску ощутимые землетрясения имели место в 1883 г (два события с М=3,7±0,7 с эпицентрами в 20-30 км южнее города), в 1929 г (М=3,3±0,7 здесь же) и в 1959 г (М=4,3±0,7 с эпицентром в 75 км на юго-востоке от города).

Карта ОСР-97В, применяемая для проектирования зданий и сооружений с повышенной степенью ответственности – больницы, школы, зрелищные и спортивные сооружения, узлы связи и т.п., выделяет на территории края районы с 6-, 7- и 8-балльной интенсивностью землетрясений (рис.2). Из пяти крупных городов края Николаевск-на-Амуре и Советская Гавань расположены в 8-балльной, Комсомольск-на-Амуре и Амурск – в 7-балльной и Хабаровск – в 6-балльной зоне. Обоснованность существования 6-балльного «оазиса» вокруг Хабаровска вызывает серьезные сомнения, здесь требуется проведение уточнения исходной сейсмичности.

Для особо ответственных сооружений, которых в г. Хабарвоске немало, карта ОСР-97С постулирует 7-балльную активность. Следует отметить, что разработанный Госстроем РФ перечень сооружений особо высокой ответственности крайне нечеток и расплывчат – «особо ответственные объекты, в т.ч. из числа указанных в п.2, по решению заказчика или соответствующего органа исполнительной власти». В связи с этим необходима конкретизация и детализация перечня, а также объектное детальное сейсморайонирование или сейсмическое микрорайонирование площадок расположения ряда объектов.

Детальное сейсмическое районирование (общее или объектное) и сейсмическое микрорайонирование, равно как и вычисление уровня сейсмического риска, на территории края никогда не проводились.

Таким образом, научная изученность сейсмичности территории Хабаровского края явно недостаточна даже для составления исчерпывающего списка необходимых антисейсмических мероприятий. Отсюда ряд положений Программы оказывается недостаточно конкретным и, вероятно, в процессе выполнения работ будет корректироваться.

3. СОЦИАЛЬНЫЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И СТРОИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

ПРОБЛЕМЫ СЕЙСМОБЕЗОПАСНОСТИ КРАЯ

В Хабаровском крае расположен ряд крупных предприятий федерального значения – авиа -, судо-, тяжелое, энергетическое и станкостроение, железнодорожный, авиа- и судоремонт, производство стали и боеприпасов и т.д. Достаточно развита промышленность строительных материалов, конструкций и изделий – заводы объемно-блочного и крупнопанельного домостроения, железобетонных изделий и кирпичные, крупные карьеры, заводы алюминиевых конструкций, картонно-рубероидный, отопительного оборудования, теплоизоляционных материалов и др.

Развиты химическая и целлюлозно-бумажная промышленность – два крупных нефтеперерабатывающих завода, целлюлозно-картонный комбинат, кислородный завод, заводы синтетических моющих средств, лакокрасочных, взрывчатых матералов. Кроме этого в крае дислоцировано более 50 промпредприятий, использующих в производстве хлор, аммиак, фенолы и различные кислоты, щелочи и смолы.

Край занимает ключевые позиции в транспортной системе России – ведущую роль здесь играет железнодорожный и авиационный транспорт, в меньшей мере развиты морской, речной, автомобильный и трубопроводный транспорты.

Основы энергетики края составляют городские ТЭЦ (в т.ч. 3 – в г. Хабаровске), системообразующие, по большей части транзитные, линии электропередач напряжением до 500 кВ с сетью понижающих подстанций и Ургальский каменноугольный бассейн. В 10-20-летней перспективе – освоение собственных газовых месторождений.

Слабее представлена горнодобывающая промышленность – оловорудная и золотодобывающая.

Осветить наличие и количество взрывчатых и вредных для здоровья веществ на складах и в частях Дальневосточного военного и пограничного округов и Тихоокеанского флота не представляется возможным.

Промышленные объекты и транспортные системы края сооружены, в основном, начиная с 30-50-х годов ХХ века практически на пустом месте, поэтому автоматически стали единственными градообразующими факторами.