Различия между детством и взрослостью: идентификационная граница

Страницы работы

Содержание работы

Бюллетень клуба конфликтологов №5, г. Красноярск, 1996г.

Ю. Ньюмен, Б. Ньюмен.

 Различия между детством и взрослостью: идентификационная граница*. 

Краткое содержание.

Эта статья представляет собой теоретический анализ различий взглядов и ориентации предидентификационного подростка и послеидентификационного взрослого. Статья развивает положения Э. Эриксона о личностной идентичности, необходимой в областях трудовой деятельности, семейной жизни, религии и политической идеологии для развития Я взрослого. Каждая из этих четырех областей рассматривалась с точки зрения изменений в ожиданиях, являющихся, в свою очередь, результатом формирования идентичности. Эта практическая психологическая трансформация является, на наш взгляд, потенциальным источником недоверия между подростками и взрослыми.

***

Многие исследователи развития человека определяли подростничество как период перехода от детства к взрослости. В течение этого периода трансформации главное, что достигается, — это личная идентичность (Эриксон 1963, 1982). Эта теоретическая статья посвящена основным различиям между Я ребенка, Я подростка и Я взрослого, выдвигающим на первый план в формировании идентичности организацию и интерпретацию опыта. Основное внимание уделяется анализу различий во взглядах и ориентациях предидентичного подростка, который находится в процессе задавания вопросов и экспериментов, и постидентичного взрослого, который имеет обязанности и стремится выполнять их.

В детстве становящееся Эго распространяется на овладение основными умениями, заключающимися в восприятии, памяти, суждениях, контроле над действиями и эмоциями, социальной компетенции, разрешении проблем. Я-концепция строится на комбинации идентификации со значимыми другими и экспериментировании в повседневной жизни. Самость здесь ограничена, но границы — сравнительно подвижны. Многие дети без труда устанавливают новые отношения. Дружба формируется через активные действия и эмпатию. Большинство идеологических взглядов детей появляются непосредственно из родительских убеждений. Для большей части детей интерес относительно жизненного стиля семьи, религиозных убеждений и политических позиций удовлетворяется мнениями, высказываемыми дома. В этом смысле, дети могут воспринять мир как то место, где на большинство вопросов найдутся правильные ответы.

В подростковом возрасте Эго распространяется на формирование личной идентичности. Эта идентичность представляет собой совокупность поздних идентификаций, ожиданий будущего, актуальных талантов и способностей, которые формируются в контексте культурных положений и требований.

Формирование личной идентичности ведет к кристаллизации чувствования себя в определенном месте, Я-концепции и осознания движения в будущее. Главное, что такое движение заставляет усиливаться чувство самоценности и фокусирует (или отграничивает) общую "тропу", по которой собирается двинуться подросток.

Как результат достижения личной идентичности молодые люди переживают осознание идентичности, новый уровень уверенности, что о них заботятся, новое понимание того, как они видятся другими. Достижение идентичности происходит в результате периода ролевых экспериментов. Сменяющее ограниченную социализированность раннего детства отрочество постепенно начинает осознавать различия ролей, ценностей и жизненных стилей в своей культуре. Интеллектуальное развитие обеспечивает новый уровень гипотетических построений, с помощью которых подростки могут символизировать альтернативные решения проблем и их возможные последствия. Таким образом, через ролевое экспериментирование и умственное оперирование предписания, обеспеченные семьей, ровесниками, религией и обществом, могут быть пересмотрены и развиты.

Сильная личная идентичность формируется как результат экспериментирования в период открытой постановки вопросов и переработки детских идентификаций и ценностей, который иногда называют периодом кризиса идентичности. Смена этого кризиса, определенные роли и ценности устанавливаются как сущностные во взгляде на жизнь и осознании ее смысла. Специфические обязательства, появляющиеся здесь, могут сильно походить на заявленные в семье происхождения или в детском сообществе. Существенным в достижении идентичности является и то, что эти обязательства сменили период кризиса и воспринимаются как выражение личного выбора.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Статьи
Размер файла:
64 Kb
Скачали:
0