Проблемы обучения и воспитания военнослужащих в условиях ре­шения служебно-боевых задач, страница 2

| Показ                       |                    |   Упражнения   |

|(демонстрация)         |                    |                          |

-----------------------                            ------------------

Теперь рассмотрим  систему  принципов воспитания.  Она включает в

себя:

- воспитание в процессе воинской деятельности, ратного труда;

- воспитание воинов в коллективе и через коллектив;

- индивидуальный и дифференцированный подход;

- сочетание требовательности к воинам с уважение их личного дос­тоинства;

- опора на положительное в личности воина;

- единство, согласованность и преемственность воспитательных воз-

действий.

Требования принципов воспитания предусматривают:

творческую постановку и решение задач воспитания в целом и каждо­го воспитательного воздействия в отдельности; связь воспитательных воздействий с конкретными задачами части; понимание воинами полезности своей деятельности для укрепления боеготовности; объективную оценку ратного труда личного состава; постоянное изучение подчиненных, выбор методов, приемов и средств педагогического воздействия на воинов с учетом их индивидуальных способностей.

Методы воспитания показаны на схеме

---------------

|  Убеждения  |                                    ----------------

---------------        |                                                   |

-------------------     МЕТОДЫ   | Принуждение  |

|  Пример             |    ВОСПИТАНИЯ ----------------

-------------------

----------------                                          ---------------

|  Упражнения  |                                   |  Поощрение  |

----------------                                          |                      |

---------------

С помощью убеждения офицеры, прапорщики помогают воинам осмыслить цели и содержание воспитания, превратив их знания в убеждения. Широко применяется метод упражнения, способствующий закреплению поступков и действий воинов в навыках и привычках поведения. Методы поощрения и принуждения побуждают воинов к активным действиям, заставляют их изме­нять поступки и поведение в лучшую сторону. Огромную роль играет и личный пример прапорщика как способ воспитательного воздействия на подчиненных.

Педагогическое мастерство командира определяют педагогическое мышление, педагогические знания и умения, эмоционально-волевые средс­тва выразительности. Они позволяют ему эффективно решить учебно-воспи­тательные задачи.

Совершенствование педагогического мастерства офицера, прапорщика (мичмана) является одним из важных условий, определяющих эффективность обучения и воспитания воинов. Развитие личности офицера, прапорщика (мичмана), его способностей, профессиональных качеств определяется в первую очередь теми конкретными видами педагогической деятельности, которыми он занимается. Практика показывает, что чем они разнообраз­нее, тем выше офицера, прапорщика, (мичмана) потребность в повышении своего педагогического мастерства.

Именно отсюда вытекают основные пути его совершенствования - са­мовоспитание и самообразование. Их целью является достижение опреде­ленного уровня развития профессиональных качеств - педагогического об­разца, представляемого в виде комплекса требований к командиру как пе­дагогу. Изучение и осмысление этих требований позволяет офицеру, пра­порщику (мичману) ориентироваться на определенные нормы поведения и деятельности, намечать конкретные пути и методы работы над собой, объ­ективно оценивать ее ход и результаты. Опыт свидетельствует, что эф-

фективность работы офицера, прапорщика (мичмана) над собой определяет­ся следующими условиями:

- активной педагогической деятельностью;

- постоянным стремлением к улучшению результатов своего труда;