Проблемы обучения и воспитания военнослужащих в условиях ре­шения служебно-боевых задач, страница 3

- способностью ставить перед собой сложные цели и добиваться их выполнения.

Результаты названных условий предлагает такие направления работы над собой, как критическая самооценка своей деятельности, выработка программы и правил самовоспитания и самообразования, овладение педаго­гическим опытом. Выдающийся русский педагог К.Д.Ушинский, например, составил для себя следующие правила: спокойствие совершенное, по край­не мере внешнее; прямота в словах и поступках; обдуманность действий; не говорить о себе без нужд ни одного слова; не проводить время бес­сознательно; каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступ­ках. В реализации этих условий и правил существенную роль играет само­воспитание и самообразование.

Опыт показывает, что большинство офицеров, прапорщиков (мичманов) не имеют базовой психолого-педагогической подготовки. Вот почему сле­дующим путем совершенствования их педагогического мастерства мы пред­лагаем специально организованную систематическую психолого-педагоги­ческую подготовку их в части. В ходе этой подготовки им необходимо ус­воить педагогические знания о сущности и закономерностях процесса обу­чения и воспитания, о содержании и принципах обучения и воспитания во­инов, о формах и методах педагогического воздействия и т.д.

Основные пути психолого-педагогической подготовки офицеров, пра­порщиков (мичманов) в части: командирская подготовка; анализ и оценка результатов их практической деятельности, опыта общения с воинами; са­мостоятельное проведение ими занятий по различным предметам обучения; семинары по обмену педагогической работы; учеба в вузах, на курсах.

В 1995 учебном году обучение всех категорий военнослужащих было организованно и проводилось в соответствии с требованиями Директивы Главнокомандующего ПВ РФ N Д-0114 от 24.11.94 г. "Об организации под­готовки Пограничных войск Российской Федерации в 1995 учебном году", Директивы Командующего войсками округа "Об организации подготовки войск Северо-Западного пограничного округа в 1995 году" N 12с от

19.12.94 г., Указания "По организации и методике подготовки личного состава войск округа на 1995 учебный год", Плана подготовки войск на 1995 год и существующих программ обучения личного состава Пограничных войск.

Основные усилия в подготовке войск были направлены на повышение боевой готовности соединений и частей, формирование и боевое слажива­ние оперативных и тактических резервов, поддержание высокого уровня профессионального мастерства всех категорий военнослужащих, овладением ими штатным вооружением и военной техникой в целях обеспечения надеж­ной охраны Государственной границы РФ и ее состояние обеспечивает ка­чественное решение поставленных задач перед войсками округа, повышение качества службы, укрепления воинской дисциплины, состояние уставного порядка и организованности, выполнение личным составом требований во­енной присяги, уставов и инструкций.

Боевая подготовка войск округа проводилась в условиях низкой укомплектованности соединений и частей сержантами и солдатами по при­зыву и контрактной службы, нехватки офицеров заставского звена, недос-

таточного финансирования развития и совершенствования учебной матери­ально-технической базы, отсутствия своих полигонов для проведения бое­вого слаживания резервов округа.

По итогам оперативной и боевой подготовки все соединения и части оценены положительно.

Лучших результатов добились 11, 73 пого, 5 пого он, окпп "Санкт-Петербург", 4 опс, 4 обрпскр.

Низкие результаты по боевой подготовке показали 72, 102 пого, 20 оаэ.

В подготовке офицеров, прапорщиковособое внимание уделялось со­вершенствованию профессиональных знаний, освоению ими содержания зако­нодательных актов по военной реформе, новых подходов к применению Пог­раничных войск в современных условиях, умелому руководству соединения­ми, частями и подразделениями, поддержанию взаимодействия между ними в различных условиях обстановки.