Осуществление учебной деятельности и решение школьниками учебных задач на уроках биологии, страница 9


Глава 3. Реализация этапа преобразования условий задачи на практике.

Для проверки  эффективности заданий к этапу преобразования условий задачи  был проведён эксперимент, в котором участвовало две  девочки из 6Б класса гимназии №1 "Универс", Оля и Аня. Эксперимент проводился в виде беседы, по ходу которой они выполняли и обсуждали разработанные задания.

Вначале необходимо было поставить условия задачи, обеспечить  её принятие ученицами. Им были предложены задания  1 этапа, описанные в  работе [6]:

1день       2день         3день              4   5    6    7   8   и т.д.

                                                           ?    ?    ?    ?    ?

Что будет происходить с клеткой на  4-й. 5-й, 6-й, 7-й, 8-й и т.д. день? [6, с. 22]

Оля: Клетка вот так удлиняется, там удваиваются все органоиды, она  становится вот такой в середине,… ещё тоньше, и она делится на две клетки.

Здесь разговор сразу зашёл о делении клетки.

Экспериментатор: А что происходит, когда клетка растёт? Откуда берутся в клетке новые органоиды?

Аня: В клетку, наверно, поступают питательные вещества.

И тут практически сразу был осуществлён выход на вещества, - первую "субстанцию".  По этой причине часть заданий: о росте растения и о питательных веществах для него, была опущена.

Э: А что нужно, чтобы эти вещества превратились в органоиды?

О, А: (??)

После вопроса о причине роста клетки у девочек возникла заминка. Они не знали, как ответить, но по их реакции (заинтересованное выражение лица) можно было понять, что  вопрос их  озадачил. Можно сказать, что принятие  ученицами задачи произошло.

Далее  процесс роста и его причины рассматривались уже на растении.

Э: Тогда рассмотрим, как у растения (показываю рисунок, изображающий растения на солнце и в темноте). Какое из этих растений  вырастет больше? О: Вот это, на солнце.

Э: Почему?

О: Там фотосинтез, а в темноте его нет.

Э: Так что же такого особенного в солнце?

А: Свет.

О: Солнечная энергия, поэтому растения зелёного цвета, они отражают зелёный цвет, а поглощают красный и превращают солнечную энергию в вещества.

А как тогда растут грибы, ведь они не могут так вот сразу, как растения, поглощать энергию?

А: Наверное, она им не нужна.

Э: Откуда же они берут силы для роста?

О, А: (??)

Э: Хорошо, для чего нужна ещё энергия?

О: Чтобы двигаться.

А: Чтобы жить.

Э: Человеку, чтобы двигаться и жить, что нужно? 

А: Поесть.

Э: Так откуда берётся энергия для движения?

О: А-а, из питательных веществ. Когда мы поели, то они внутри превращаются  в энергию.  И в клетке, наверное, вещества могут превращаться в энергию.

Э: Так откуда может поступать энергия?

О: От света и от веществ.

 Э: А что у нас, выходит, главное для растения и для клетки?

О, А: Энергия и питательные вещества.

 Идём дальше. Показываю рисунок с обрезанием тычинок и лепестков у цветка.

Э: У какого растения будут плоды?

А, О: вот у этого, которое без лепестков.

Э: А почему?

О: Ну, на нём есть тычинки.

А: А в тычинках – рост.

О: Нет, там что-то другое, не знаю, как объяснить.

Э: Из середины  потом вырастает плод, а потом семена. Почему из семечки вырастает такое же растение?

О: Ну, потому что оно же от материнского.

Э: Ну и что? А если посадить семечку от груши, почему из неё не вырастет, например, яблоня или вишня?

О: Там же, в семечке, есть информация о том, что должно вырасти, хромосомы.