Осуществление учебной деятельности и решение школьниками учебных задач на уроках биологии, страница 8

Задание 2.

Ставится опыт, показывающий роль солнца, а также опыты, выводящие детей к   осознанию необходимости питательных веществ для нормального роста  растения (через сравнение подкормленных и «запущенных» растений).  Одно растение ставится на подоконник, к солнцу, а другое – на батарею, под ящик (в том случае, если учащиеся понимают солнце, как источник тепла для растения). Через несколько дней нужно сравнить и объяснить причины разного роста у растения на солнце и у растения без него (осуществляется выход на необходимость энергии для жизни растения).  Цель задания – привести учащихся к пониманию роли солнца как источника света, энергии.

Задание 3.

Сравниваются ухоженные и «запущенные» растения. Цель данного задания – подвести школьников к пониманию необходимости для растения питательных веществ.

Задание 4.

Сравнение растений, растущих в почве и в воде. Цель  - обеспечить учащимся достижение понимания роли почвы как наилучшего источника питательных веществ.

Задание 5.

Осуществляется выход на информацию, как на ещё один необходимый компонент жизни организма.  Ученики должны предложить гипотезу о влиянии хороших условий жизни растения на время появления цветков. Цель здесь – обеспечить достижение учащимися понимания, что необходимы достаточно хорошие условия для появления «сигнала» к размножению растений.

Задание 6.

Опыт, содержание которого -  поиск «особенного» в цветках, необходимого для появления плодов и семян. У одних растений обрезаются тычинки и пестики, у других – лепестки. 

От учеников требуется гипотеза о том, какие растения дадут плоды. Затем свою гипотезу нужно сравнить с реальным результатом. Цель задания -  вывести учащихся на осознание, что в цветках есть «особенное», заставляющее растение производить другое растение.

Задание 7.

 Определение «особенного»,  выход на осознание того,  что «особенным» является информация о растении, об организме, которая передаётся через семя в другое растение.

Предлагается придумать план действий, как из семени одного растения вырастить другое,  оценить результат опыта, невозможность его в реальных условиях.

Задание 8.

Цель – подведение итогов: что нужно растению для нормального роста и развития. Составление схемы.

Задание 9.

Проекция компонентов жизнедеятельности на клетку. Необходимо обобщить, что же на самом деле является важным для роста и размножения организма.

Вариант 2

Данный вариант несколько упрощённый, предназначен для быстрого прохождения этапа.

Цели заданий – те же: вывести учащихся на осознание необходимости для живого организма веществ, энергии и информации. Однако вместо проведения эксперимента, учащиеся осмысляют приведённые к заданию рисунки.

В первом задании требуется объяснить причину роста растения.

Во втором – найти ошибку, умышленно допущенную  учителем (уменьшение количества почвы  в результате роста растения). Если учащийся считает, что растение «ест» почву, то он ошибку найдёт не сразу, но выйдет на противоречие, так как может из жизненного опыта вспомнить, что земли при развитии растений не становится меньше.

В третьем задании предлагается представление возможного развития растений, выращенных в воде и в почве. Предлагается обсудить мнение с соседом по парте или в группе.

Следующие два задания  (4 и 5) посвящены сравнению растений, выросших на солнце и в темноте, но с источником тепла (здесь подразумевается выход на энергию), с уходом и без него, то есть, «запущенного» (выход на питательные вещества).

Шестое и седьмое задания  содержат рисунок, изображающий опыт с обрезанием разных частей цветка. Они посвящены выходу ученика на понимание необходимости информации о растении для его размножения.

Восьмое и девятое задания – подведение итогов, обобщение, построение схемы.

Таким образом, в обоих вариантах заданий к действию преобразования условий содержатся возможности для выхода учащихся на вещества, энергию и информацию, как на необходимые компоненты жизнедеятельности.