Осуществление учебной деятельности и решение школьниками учебных задач на уроках биологии, страница 6

При составлении заданий необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Здесь важно отметить: А) переход от  младшего  школьного к подростковому возрасту и  Б) зону  ближайшего развития.   

 А) В данном возрасте у школьников наблюдается присутствие разных уровней  отношения к учению, общего развития,  сформированности интересов и учебной деятельности. Однако это не  особенность возраста, а следствие недостатков организации и содержания учебной работы в начальных и пятом классах. Особенностью можно назвать сензитивность, или чувствительность к возникновению у школьников познавательных интересов, нового отношения к учению. Возможен переход  учащегося на более высокий уровень в учебной деятельности, открытие подростку смысла её как деятельности по самосовершенствованию. Учение приобретает для него личностный смысл.[17, с.265-267] Поэтому нужно формировать длительный интерес[7]к предмету. Кроме того, среди доминант подросткового возраста  можно выделить «взрослость», ребёнку необходимо ощущение собственной значимости, что можно подкреплять в  видах общественно-полезной деятельности.

       С другой стороны, возраст 10-11 лет это начало формирования мышления в понятиях, абстрактного мышления,  хотя оно и носит пока образный характер, что определяется примитивной формой памяти (эйдетизм). Наблюдается общий интеллектуальный подъём. Ещё одна особенность новая  ведущая деятельность, деятельность общения.

Б) Зона ближайшего развития   выявляется с помощью задач, решаемых учащимся совместно с учителем, уровень актуального развития – через самостоятельное решение задач учеником. 

    Уровень актуального развития  у подростков 10-11 лет (5-6 классы) – образное и абстрактное мышление, возможно, учебная деятельность, сформированная на  уроках  математики и русского языка. В зоне ближайшего развития -  теоретическое мышление. Условия  для его  формирования должны быть обеспечены заданиями  ко 2-му действию.Актуализация имеющихся знаний учащихся о признаках "живого", условиях жизни организма и объединение этих знаний для составления абстракции клетки могут  способствовать формированию умения учеников мыслить теоретически. Школьники научатся  предлагать гипотезы о  жизнедеятельности клетки, о её видах,  проверять их, подтверждать или опровергать. В предметном аспекте это приведёт к присвоению теории клетки.

Эмпирический характер биологии скорее задаёт требования к  модели (см. выше), чем влияет на содержание заданий второго действия.

Школьники, пришедшие в шестой класс, скорее всего, уже имеют некоторые знания и представления о клетке. На уроках природоведения они получили знания, которые могли бы пригодиться в решении учебной задачи. К началу изучения биологии ученик должен  «называть условия, необходимые для жизни растений и животных; различать и сравнивать живые и неживые природные тела, вещества; приводить примеры живых и неживых природных тел, веществ, природных явлений»[12, с. 18]. Также  до шестого класса у школьников должно быть сформировано умение ухаживать за  растениями.

Таким образом, можно выделить следующие требования:

1.  Из действия принятия задачи в действие преобразования условий задачи  включаются условия и содержание заданий  первого этапа – жизнедеятельность клетки.    

2.  Из этапа моделирования  в  содержание заданий предыдущего этапа вносятся  понятие клетки и компоненты её моделиЦель заданий должна подводить учащихся к  усвоению понятия клетки, к построению модели и осуществляется через  выход на функции, процессы, обязательные и единые для всех клеток.

3.  Важно, чтобы методы  проведения заданий формировали длительный интерес [7] к предмету, в данном случае к изучению клетки. таком виде  работы, как эксперимент.

4.  Формы заданий: должна присутствовать образность, «то, что можно потрогать, увидеть, представить».