Осуществление учебной деятельности и решение школьниками учебных задач на уроках биологии, страница 2

Учебная деятельность -  это «деятельность субъекта по овладению обобщёнными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе  внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку» [8, с.  192].

Возникновение и успешное осуществление учебной деятельности обеспечивает формирование у школьников теоретического мышления, усвоение ими теоретических знаний, развитие таких мыслительных способностей, как рефлексия, анализ и планирование.  В подростковом возрасте учебная деятельность вместе с общественно-полезной деятельностью способствует формированию практического сознания.

Согласно Д.Б. Эльконину, “такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть… мотивы приобретения обобщённых способов действий, мотивы собственного роста, собственного  совершенствования”.[17, с. 245]

Учебная деятельность как специфический вид деятельности направлена на совершенствование, развитие и изменение субъекта “через осознанное, целенаправленное присвоение им социокультурного опыта” [8, с. 193]. Содержанием, предметом учебной деятельности является усвоение  знаний, овладение обобщёнными способами действий, отработка их программ, алгоритмов. Учебная деятельность совершается посредством анализа, синтеза, обобщения и других умственных действий, через языковые средства, в форме которых усваиваются знания. Продукты учебной деятельности -  структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать задачи, требующие его применения, а также внутреннее новообразование психики  и деятельности в  мотивационно-ценностных планах. Результат учебной деятельности – поведение субъекта: потребность продолжать эту деятельность (включённость, позитивные эмоции), либо избегание её, выражающееся в отрицательном отношении к школе.

Поскольку  исследования в области теории учебной деятельности и теории развивающего обучения ещё продолжаются, то существуют проблемы:

-  Недостаточно разработаны программы развивающего обучения для основных предметов  подростковой  и  старшей ступени.

-  Не на  всех  предметах осуществляется учебная деятельность даже в экспериментальных классах.

-  Такие дисциплины, как математика и русский язык имеют теоретическую базу, что позволяет выделить «всеобщее», «клетку»: в математике – число, в русском языке – фонема и т.п. В других  предметах, эту «клетку» трудно найти. Так, например, биологические знания были накоплены эмпирическим путём, из-за чего школьная биология носит описательный характер.

1.2. Учебная   задача как компонент учебной деятельности, структура учебной задачи

Учебная  деятельность включает  

- учебную мотивацию, 

-  учебную ситуацию, в состав которой входят учебная задача и решение учебной задачи с помощью учебных действий, 

-  действия контроля и оценки, [8, с. 197].

Подпись: Компоненты учебной деятельности