Осуществление учебной деятельности и решение школьниками учебных задач на уроках биологии, страница 4

2.  Целенаправленное преобразование условий задачи с целью обнаружения некоторого всеобщего отношения.

В основе действия лежит мыслительный анализ, содержанием которого является поиск  всеобщего отношения. [5] Всеобщее  отношение – основа внутреннего единства анализируемого целого, генетически исходное основание целостного объекта. Это отношение затем фиксируется, изображается  в модели, обеспечивающей  его дальнейший анализ.  Одна из особенностей данного действия -  то, что оно «вначале имеет форму преобразования предметных условий учебной задачи», «это мыслительное действие первоначально осуществляется в предметно-чувственной форме»[5, с.161]

3.  Моделирование выделенного всеобщего отношения в графической, предметной, буквенной, или иной форме.

«Модель - это форма абстракции, где существенные отношения предметов представлены в наглядно воспринимаемых и представляемых связях и отношениях знаковых элементов»[5, с.128]. Модель  фиксирует  внутренние характеристики объекта, не наблюдаемые непосредственно,   является содержательной абстракцией «отношения». Балл Г.А. выделяет три вида моделей: материальную (с сильным влиянием свойств материальной формы, или субстратных свойств, на функционирование модели),  материализованную (малое влияние субстратных свойств)  и идеальную (полное абстрагирование от материальной формы) [1].   

4.  Преобразование модели для изучения свойств отношения.

В модели видны  свойства «отношения», заслонённые частными признаками  в условиях учебной задачи. В процессе преобразования  модели  эти свойства можно изучать непосредственно. Изменяя конструкцию модели, удаляя её компоненты или вводя новые,  учащийся  может обнаруживать  и изучать новые свойства отношения.

Работая с моделью, ученик усваивает общий способ решения учебной задачи, у него формируется  понятие об «исходной клетке» объекта.

5.  Выведение и построение определённой системы частных задач.

Адекватность «клетки» всеобщему отношению обнаруживается только при выведении многообразных  его проявлений, частных задач. Придумываются условия новой учебной задачи, решаемой уже усвоенным способом. Частные задачи являются вариантами исходной учебной.

 Данные действия направлены на  раскрытие общего способа, условий происхождения усваиваемого понятия.  В их основе лежат анализ и планирование. Здесь можно выделить два плана действий:

- учебные действия по обнаружению всеобщего, генетически исходного отношения в частном (особенном) материале. Это этапы от  принятия задачи до преобразования модели.

-  учебные действия по установлению степеней конкретности ранее выявленного всеобщего отношения (выведение частных задач).

6.  Действие контроля.

Первые пять действий должны соответствовать условиям и требованиям учебной задачи.  Контроль  способствует выявлению связи действий и особенностей учебной задачи при изменении операционного состава действий. Первоначально  это действие осуществляется учителем, то есть происходит внешний контроль. По мере формирования учебной деятельности школьники начинают сами контролировать свои действия и их соответствие целям учебных задач. В основе действий контроля лежит  рефлексия. Это отношение школьников к собственным действиям [5, с. 163], способность наблюдать за собой, за правильностью выполнения тех или иных действий, а в конце работы подвести итог: сделано или нет, и что ещё осталось.

7.  Действие оценки.

В данном действии оценивается степень усвоения общего способа, поэтому  оно является не проверкой памяти ученика, а сопоставлением цели и реального результата усвоения способа. В то же время «оценка – это не простая констатация этих моментов, а содержательное качественное рассмотрение результата усвоения в его сопоставлении с целью» [5, с.163].Учащийся постепенно начинает обращать внимание на содержание собственных действий,  на степень их соответствия решаемой задаче. Действие оценки, как и действие контроля вначале  осуществляется учителем, а затем  превращается в самооценку ученика.