Возрастная специфика изучения и профилактики зависимости в школьных условиях, страница 5

С началом так называемого переходного периода радикально меняется самочувствие подростка. Слово истины о подростковом периоде сказал Шпрангер, когда назвал революцией эпоху полового созревания. Этот период, несомненно, носит не эволюционный, а революционный характер. Для того чтобы почувствовать свою взрослость, а также, что не менее важно, продемонстрировать ее наличие в сверстнической среде, необходимо преодоление декларированных самими же взрослыми нормативных ограничений (ХасанБ.И ,ПапушинаЮ В., 1996г.). В связи с этим, специальная профилактика, адресованная этому возрастному периоду, должна быть связана с культивированием идеи независимости, автономности, в которой зависимость от разного рода токсических средств обсуждается как отрицательный идентификационный признак. Причем буквально культивирование этой ценности как ценности сообщества - не взрослого общества, а именно подросткового. Это означает, что носителями профилактических идей должны быть сами подростки, причем наиболее авторитетные и активные. Такого рода профилактические программы строятся через создание соответствующих детско-взрослых организаций (например, "Мир без конфронтации" в Красноярской Базовой Экспериментальной Школе "Универс" № 106).

Еще один вид специальной профилактики (уже соединенный с превентивными мерами), проводимая после первых проб, которая может быть построена на демонстрациях. В семьях, где уже имеются деградированные алкоголики, у их детей в подростковом возрасте может стойко удерживаться отрицательное отношение к спиртным напиткам. Здесь действует реакция отрицательной имитации - стремление строить свое поведение как противоположное тому образу, который являет кто-либо из родителей. Способ профилактики, о котором идет речь, основывается не на предупреждении и не убеждении в том, что этого делать нельзя, а наоборот, на активном воздействии с помощью видеоряда с отрицательными формами. Речь идет о том, что нужны видеосюжеты, сделанные на базе технологий нейролингвистического программирования или с использованием эффектов парадоксальной интенции, когда персонаж, вызывающий отторжение, отрицание, как бы пропагандирует определенный тип поведения. Суть воздействия состоит в том, что оно организуется имплицитно, за счет отторжения самого персонажа и, соответственно, носимой им информации.

В заключение можно отметить, что обсуждаемые здесь меры профилактики наркозависимости - это довольно узкий и как бы на поверхности лежащий аспект куда более сложной проблемы. Это просто уже "прямая угроза". К сожалению, мы пока проходим мимо целого ряда социально-психологических предпосылок  появления  такой зависимости, многие из  которых открыто и с большим успехом культивируются в различных видах так называемого "поп-арта". Эта область социальной действительности, в отличие от наркобизнеса, имеет совершенно легальный бизнес, который приносит огромные доходы. Ориентация подростков на различного рода шоу активно эксплуатируется с помощью известных психотехник - создание транса, сужение сознания, формирования ценности "кайфа".

То, что эти явления (поп-арт и наркозависимости) тесно связаны, не нуждается в доказательствах. Нам важно при разработке профилактических и исследовательских программ тщательнейшим образом анализировать генез и динамику, как формирование индивидуальной  зависимости, например от соски до музыкальных пристрастий, так и микро- и макросоциальный контекст, обсуждая одновременно возможности всего комплекса влияния, прежде всего через создание равносильных альтернативных форм, несущих принципиально другие ценности.