Возрастная специфика изучения и профилактики зависимости в школьных условиях, страница 2

Третичная профилактика ставит целью предотвращение инвалидности путем главным образом реабилитационных мер.

Э.А.Бабаян (1988г) справедливо отметил, что классификация ВОЗ умаляет значение первичной профилактики, а только она является истинной.

Однако в современном виде первичная профилактика в наркологии располагает, по сути дела, двумя основными методами - системой запретов и наказаний и санитарным просвещением. Вспомогательным, но важным приемом служит выявление контингента детей высокого риска аддиктивного поведения. При всей необходимости системы запретов и наказаний, для профилактики аддитивного поведения у подростков только этой системой ограничиваться невозможно, так как она оказывается либо недостаточно эффективной, либо вовсе недейственной, так как подросток, достигая возраста проб, мало чувствителен (или чувствителен с отрицательным знаком) к этому традиционному, распространенному во всем мире способу профилактики.

Мы полагаем, что необходимо ориентироваться на специфические для младших школьников и подростков возрастные особенности и механизмы взросления. Мы уже твердо знаем, что запугивающая, предупреждающая информация в условиях возрастных проб и возрастной активности срабатывает в  обратную  от  наших  ожиданий  сторону,   потому  что ребенок решает задачу идентификации способом отрицания и преодоления возрастных барьеров, которые устраиваются взрослым миром. В этом  смысле, если  взрослый мир предупреждает  и  запрещает какие-то  действия, связанные с пробой, именно  -  преодоление этих запретов и представляет собой, по сути, возрастную ситуацию. Таким образом, чем активнее мы начинаем реализовывать информационные запугивающие способы профилактики, тем активнее способствуем инициированию преодоления этих  запретов, особенно наиболее  творческой  и стремящейся к самостоятельности частью подростков. А именно эта  профилактика  наиболее  распространена  и  принята  во  всем мире. Она может воздействовать только на ту часть подростковой когорты, которая мало активна, склонна к пассивному следованию и  в этом смысле представляет  собой несколько иную группу риска. По данным наиболее благополучных  (сравнительно). Европейских  центров, используя этот способ профилактики,  в лучшем случае удается замедлить динамику роста наркозависимости. Таким образом, если мы можем достаточно эффективно подействовать на эту группу, то мы  не можем  с таким  же успехом и такими же средствами подействовать на ту другую, которая является более активной. В то же время пассивная часть, в конечном итоге, все равно попадает  в ситуацию следования более активной части сверстников, а не под наше влияние. В этом смысле успешными профилактантами  могут  быть  только сами сверстники, активно проводящие не из взрослого мира идущие программы.

Отсюда, есть необходимость привлечения в профилактическую позицию как раз наиболее активно действующих подростков.

Санитарное просвещение подростковой популяции также сопряжено с определенными трудностями и чревато осложнениями. Лекции, беседы, брошюры не привлекательны для подростков, а включение обязательных занятий в программу обучения способно провоцировать реакцию протеста и тем самым обесценить преподносимые знания. Далее мы рассматриваем несколько видов первичной профилактики  наркозависимости. Одним из первых является метод, связанный с выявлением контингентов высокого риска аддиктивного поведения. Перспективным нам представляется создание специальных условий и технологий выявления не самой по себе зависимости, а предрасположенности и тех условий,  тех признаков,  которые в будущем могут определять группы риска. Причем в ситуации набора в  школу, мы имеем такое уникальное "место", и такие уникальные условия, пользуясь которыми, возможно проведение достаточно массового, почти всеобщего анализа и выявление таких предрасположенностей.

Опираться можно на три группы факторов риска: биологический, психологический и социальный.