Возрастная специфика изучения и профилактики зависимости в школьных условиях

Страницы работы

Содержание работы

Бюллетень клуба конфликтологов №6, г. Красноярск, 1997г

Н.Н. Дюндик, Е.Ю. Федоренко.

Возрастная специфика изучения и профилактики зависимости в школьных условиях.

На сегодняшний день имеются значительные трудности как в деле лечения уже сформировавшихся наркомании и токсикоманий у подростков, так и в разработке и осуществлении профилактических мер. Эффективность лечения наркомании, по данным многих исследователей, всегда была низкой. К сожалению, никаких специальных лекарственных средств, подавляющих влечение к наркотикам и устраняющих зависимость, пока не существует, да и вряд ли можно будет найти панацею от всех наркотиков и токсических веществ. В связи с этим настоятельно необходимы активные программы профилактики зависимости.

Исследователи во всем мире отмечают постоянно нарастающее давление наркотической субкультуры. И альтернативы этому влиянию, уже формирующему мировоззрение, пока представлены лишь в виде множества довольно стереотипных и, к сожалению, также малоэффективных проектов

Авторы статьи являются участниками  проектной группы, работающей над созданием программы "Комплексная профилактика и превенция наркотической зависимости у детей и подростков".

Несмотря на множество публикаций - научных, научно-популярных, посвященных предклиническим формам наркомании, ряд проблем остается открытым. Первая - как, каким образом врачу-педиатру, педагогу, родителям безошибочно определить: Да, проба состоялась, ребенок начал пробовать наркотическое вещество. Второе - как (до развития заболевания) остановить начинающееся употребление. И третье - возможно ли раннее прогнозирование группы риска по возникновению наркотической зависимости.

Подытоживая обширный опыт изучения наркомании и токсикоманий у подростков, А.Е.Личко (1991г.) отмечает следующие возрастные особенности:

1. Эпизодическое употребление без зависимости, преобладает над сформировавшимися наркоманиями и токсикоманиями, в последнее время это получило название "Аддиктивное поведение";

2. Происходит постепенное омоложение контингента злоупотребляющих - от 17-18 к 12-13 годам;

3. Используемые для злоупотребления средства весьма разнообразны, "мода" на них бывает преходящей,

4. Распространены самодельные препараты, нередко отличающиеся высокой токсичностью;

5. Подростки склонны последовательно, одно за другим испробовать на себе действие многих веществ;

6 Злоупотребление становится следствием социально-психологических воздействий на подростков, особенно на неблагоприятном биологическом фоне (отягощенная алкоголизмом наследственность, аномалии характера и др.);

Установка на пробы, относительная доступность, возрастное бесстрашие, бедность молодежной и социальной инфраструктуры, а также слабость социальных служб - все это оставляет мало надежд на возможность справиться с уже возникающей или тем более возникшей зависимостью.

На наш взгляд основное внимание в создавшейся ситуации следует обратить на раннюю профилактику.

Согласно классификации ВОЗ, профилактику принято разделять на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика направлена на предупреждение возникновения болезни. В подростковой наркологии она включает меры борьбы со злоупотреблением алкоголем, наркотиками и другими токсическими веществами - по сути дела, борьбу с аддитивным поведением подростков.

Вторичная профилактика подразумевает меры, предназначенные для того, чтобы задержать развитие болезни, - сюда относят не столько раннюю диагностику и своевременное лечение, сколько совокупность мер для предотвращения рецидивов после лечения раннего алкоголизма, наркомании, токсикоманий, включая противорецидивное лечение.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Статьи
Размер файла:
62 Kb
Скачали:
0