Возрастная специфика изучения и профилактики зависимости в школьных условиях, страница 4

Последняя группа - социальные факторы. Говоря об этой группе, основное внимание уделяется семье, в которой воспитывается ребенок. Неблагополучная семья - изначально ребенок воспитывается в состоянии депривации, при этом жизненные ориентиры у него отсутствуют. Воспитание ребенка в гиперопеке в подростковом возрасте нередко   выливается в реакцию протеста, негативизма, отчуждения от семьи и вхождение в среду сверстников, с непривычным - деликвентным для него поведением. Патогенно неполная семья. Так, у детей с одним родителем обнаруживаются трудности общения (ПятницкаяИ.Н., 1994г.). Тяжелые микросоциальные условия несут сугубо биологические следствия, такие, как стресс и недостаточную адаптацию, а также нарушения контактов с окружающими как из-за агрессивности, так и из-за робости, агрессивность признается как ответная черта поведения - реакция на ситуацию, часто на измененном биологическом фоне. У детей, не только испытывавших избиение, но и просто бывших свидетелями драк в семье, обнаружена высокая, по сравнению с контрольной, частота переживания одиночества, пустоты, ненужности, ущербности. У них легко возникает зависимость, подавленность, беспокойство, драчливость, а затем - склонность к разрушению, жестокости, лживости.

Изучение индивидуальных историй возникновения алкогольной зависимости позволяет выдвинуть еще одну интересную гипотезу. Если понимать зависимость в широком смысле (зависимость от сладкого, пищи, музыки...), то можно предположить, что формирование наркологической зависимости есть ничто иное, чем смена одной зависимости на другую. Отсюда, можно, по-видимому, проанализировать определенную эволюцию зависимостей достаточно рано.

К настоящему времени мы можем говорить не более чем о предпосылках к заболеванию, условиях, в которых наркомания возникает с большей частотой. Предпосылки, как уже указывалось выше, включают социальную, биологическую и психологическую составляющие; весомость и содержание каждой группы факторов неравнозначны. Не всегда наблюдается тождество составляющих - повторяемость одних и тех же характеристик. Нам бы хотелось выявить систему повторяющихся признаков, обнаружить характерные симптомокомплексы, которые задавали бы нам картину возможной группы риска. Для этого нужна исследовательско-диагностическая программа. Мы полагаем, что делать это нужно на старте начальной школы, включая такого рода исследования в программы диагностики готовности к школе.

Еще один вопрос, касающийся диагностики - это выявление первой пробы и определение группы риска среди подростков, для которых проба может стать началом мучительного жизненного пути.

Обычно ситуация выявления построена на том, что близкие, родители, учителя и еще кто-то замечает уже случившийся факт, и, как правило, замечают его довольно поздно, поскольку, во-первых, не ориентированы всерьез на то, чтобы заметить это, во-вторых, не оспособлены в выявлении через специальные и точные признаки, да и, как правило, не знают, что делать после того, как заметят состоявшуюся, и уже не раз пробу. В связи с этим необходимы образовательные программы для педагогов и родителей, позволяющие своевременно обнаруживать изменяющееся поведение подростка. Вместе с тем, необходимы специальные методики и технологии, с помощью которых возможно было бы определять группы риска как специфические, требующие в перспективе специального подхода во взаимодействии с относящимися к ней подростками.

На наш взгляд, действенна и эффективна специальная профилактика, адресованная критическим возрастам. В доподростковый период, т.е. до начала предпубертатной негативной фазы, ребенок по отношению к взрослости реализует подражательное  поведение, - иными словами, "... если  хочешь быть как большой - соблюдай определенные правила, потому, что все большие их соблюдают". Таким образом, выстраиваются как бы симметричные отношения в системе "взрослый - ребенок" со стороны ребенка. Обычно этот механизм реализуется через игру и, тем  самым, открыт ребенку как способ именно детского самоотождествления - самочувствия (ХасанБ.И., ПапушинаЮ.В., 1996г.). Именно этот период нам представляется наиболее подходящим для введения первых профилактических информационных программ, поскольку в этот период информация, идущая из взрослого мира, воспринимается как авторитетная.