Военная доктрина Российской Федерации, страница 9

Доктрина формулирует также цели и основные формы применения Вооруженных Сил и других войск в различных войнах, в вооруженных конфликтах, внутренних и международных. Речь идет в конечном счете о разгроме и нанесении полного поражения агрессору, о защите независимости и суверенитета, территориальной целостности Российской Федерации и ее союзников.

Вооруженные Силы и другие войска могут привлекаться и для осуществления миротворческой деятельности, а также для оказания помощи населению при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Для решения военных задач, стоящих перед Вооруженными Силами и другими войсками, создаются соответствующие группировки на территории страны. При этом учитывается степень потенциальной военной опасности на конкретных стратегических направлениях, характер взаимоотношений с сопредельными странами, расположение на территории страны особо важных промышленных и стратегических объектов.

В целях поддержания стабильности и оперативного реагирования на внешние угрозы военная доктрина предусматривает размещение ограниченных контингентов и за пределами России, в частности на территории стран СНГ. Например, в Грузии находятся четыре российские военные базы, в Армении - одна, в Таджикистане дислоцирована 201 дивизия, небольшой контингент войск сохраняется в Приднестровье. Что касается Белоруссии, то с ней Россия проводит совместную оборонную политику, координирует всю деятельность в области военного строительства.

Военная доктрина уделяет большое внимание вопросам стратегического управления Вооруженными Силами и другими войсками. Решение задач по отражению агрессии организуется и осуществляется на основе соответствующих планов и директивных документов, указов  Президента РФ по вопросам военной безопасности, приказов и директив Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ.

В третьем разделе военной доктрины «Военно-экономические основы» рассматриваются вопросы военно-экономического обеспечения потребностей государства. Речь идет о всемерном наращивании разнообразных мобресурсов,

о выделении государством достаточных финансовых и материальных средств, их оптимальном расходовании в интересах обеспечения военной безопасности страны. Во-первых, финансовые, материально-технические и интеллектуальные ресурсы концентрируются на решении ключевых задач научно-технической, технологической и промышленной базы страны. Это призвано обеспечить совершенствование и производство в необходимых количествах стратегических и обычных вооружений, военной и специальной техники. Во-вторых, повышается уровень социального обеспечения военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил, а также работников оборонно-промышленного комплекса. Решение актуальных проблем на этих взаимосвязанных направлениях позволит удовлетворить насущные потребности военной организации государства, создать благоприятные возможности для укрепления боеспособности и боеготовности армии и флота.

            Большое внимание в доктрине уделено развитию международного военного и военно-технического сотрудничества. Оно является прерогативой государства, развивается на основе равноправия и взаимной выгоды, в интересах военной безопасности России и поддержания международной стабильности.

            Приоритетное значение Российская  Федерация придает развитию военного (военно-политического) и военно-технического сотрудничества с государствами - участниками Договора о коллективной безопасности Содружества Независимых государств. При этом участники Договора ставят перед собой общую цель: добиться консолидации усилий по созданию единого оборонного пространства и обеспечению коллективной военной безопасности.

            И надо с удовлетворением отметить, что Россия и другие страны СНГ предпринимают конкретные меры к достижению этой цели. На встрече в Минске 23-24 мая 2000 года главы государств - участников Договора подписали ряд документов по адаптации Договора к геополитическим реалиям, по превращению его в реальное ядро и основную конструкцию для интеграции в военно-политической сфере. В связи с этим главы государств заявили: «Конкретные механизмы, заложенные в адаптированном Договоре, позволяют перевести в реальную плоскость возможность использования сил и средств коллективной обороны». В этом же направлении развивается и двухстороннее сотрудничество с рядом государств. Например, в мае 2000г. Россия и Узбекистан подписали Договор об углублении сотрудничества в военной и военно-технической областях. Все эти  меры означают серьезные шаги по формированию системы международной безопасности в Европе и Азии.