Военная доктрина Российской Федерации, страница 8

Современные войны по применяемым средствам подразделяются на два вида: с применением ядерного и других видов оружия массового поражения; с применением только обычных  средств поражения. По масштабам войны подразделяются на локальные, региональные и крупномасштабные. Однако грань между региональной и крупномасштабной войной порой бывает довольно относительной. Война в Персидском заливе против Ирака в 1991 году именовалась региональной. А в ней было задействовано живой силы и боевой техники в полтора раза больше, чем в грандиозной Берлинской операции в 1945 году. Поэтому масштаб региональной войны может быть значительным.

Военная доктрина раскрывает причины и условия возникновения локальных, региональных и крупномасштабных войн, а также вооруженных конфликтов. Наиболее реальной для России является опасность возникновения локальных войн и вооруженных конфликтов. При этом особо подчеркивается, что они при определенных обстоятельствах, могут перерасти в крупномасштабную региональную войну.

            Поскольку вероятность войны для России не исключается, то доктрина сформулировала характерные черты современных войн. Это необходимо учитывать в военном строительстве, в обучении и воспитании войск. Современные войны, как правило, будут носить коалиционный характер, преследовать радикальные военные и политические цели. Непременный атрибут современной войны - активное информационное противоборство, дезориентация общественного мнения. Цель информационной борьбы состоит в том, чтобы оправдать агрессию и подавить способность другой стороны к сопротивлению. В современной  войне широко используются непрямые, неконтактные и другие нетрадиционные формы и способы действий, дальнего огневого и электронного поражения. Ракетные и авиационные удары наносятся на всю глубину территории, уничтожаются предприятия энергетики, объекты жизнеобеспечения, что влечет за собой катастрофические последствия. В связи с этим резко возрастает роль и значение противовоздушной обороны. Вооруженные конфликты, которые могут иметь международный и внутренний характер, также сопряжены с разрушительными последствиями. К тому же не исключается опасность их трансформации в локальную или гражданскую войну.

            Российская Федерация активно выступает за оздоровление международных отношений, за поиски компромиссного разрешения конфликтных ситуаций. Она последовательно и твердо добивается создания эффективной системы политических, правовых, организационно-технических и иных международных гарантий недопущения войн и вооруженных конфликтов.

Отмечая эту принципиальную позицию России, военная доктрина считает правомерным применение Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, во-первых, для отражения агрессии извне, во-вторых, внутри страны для защиты от антиконституционных действий, противоправного вооруженного насилия, угрожающих целостности и неприкосновенности территории страны.

Напомним, что по сравнению с советской военной доктриной  это новая постановка вопроса. Советская военная доктрина за Вооруженными Силами признавала лишь одну функцию - отражение агрессии извне. Применение Вооруженных Сил внутри страны исключалось. Это официально, хотя фактически такое применение имело место, особенно в предвоенные годы - в Средней Азии (борьба с вооруженными бандами басмачей),а в послевоенные - в Западной Украине (против бандеровских банд) и Прибалтике (против т.н. «лесных братьев», воевавших на стороне фашистов). Теперь применение Вооруженных Сил внутри страны узаконено, что связано прежде всего с проведением контртеррористической операции против вооруженных бандформирований на Северном Кавказе.

В военной доктрине определены весьма ответственные задачи Вооруженных Сил и других войск. Они должны быть постоянно готовы к отражению нападения и нанесению поражения агрессору. Они должны быть готовы к ведению активных действий (как оборонительных, так и наступательных при любом варианте развязывания и ведения войн и вооруженных конфликтов).