Анализ электрической централизации с местным питанием и центральными зависимостями: Методические указания к лабораторной работе Т-8 по дисциплине «Станционные устройства автоматики и телемеханики», страница 8

3)  прибыл в конечную точку маршрута (занял путь приема в маршрутах приема и передачи или участок удаления в маршрутах отправления) и освободил трассу маршрута (2М­).

Такой алгоритм позволяет контролировать фактическое проследование поезда по маршруту.

Для защиты от преждевременного размыкания маршрута при кратковременной потере шунта под составом в схемы маршрутных реле введен контакт медленнодействующего на подъем повторителя путевых реле НМСП, в качестве которого используется реле с термоконтактом типа НШТ-800. Замыкание фронтового контакта в таком реле происходит после нагрева термоэлемента, то есть примерно через 10 с. Если за это время шунт восстановится, реле НМСП не успеет включиться и преждевременного размыкания маршрута не произойдет. Схема такого реле приведена на рис. 6. Оно представляет собой реле НШ1-800, внутри которого установлен термовыключатель, состоящий из контактного тройника с пружинами из термобиметалла. На пружине намотана нагревательная обмотка. При замыкании электрической цепи ток поступает в нагревательную обмотку, в результате чего через 8-18 с замыкается контакт термовыключателя и включает цепь обмотки реле, после этого замыкаются фронтовые контакты реле. Нагревательная обмотка выключается тыловым контактом реле.

Замыкание и размыкание маршрутов отправления и передачи производится аналогично. Принципиальные схемы представлены на рис. 4, 5, 6, 7.

4.3.  Отмена маршрутов и искусственная разделка секций

Отличие предварительного и окончательного замыкания проявляется при отмене маршрутов. При отсутствии поезда на предмаршрутном участке (предварительное замыкание) допустимо снимать замыкание со стрелок сразу после перекрытия сигнала. Если же поезд движется  по участку приближения (окончательное замыкание), и в этот момент сигнал с разрешающего показания перекрывается на запрещающее нельзя гарантировать, что тормозного пути окажется достаточно для остановки поезда перед перекрывшимся сигналом.

Если вместе с перекрытием сигнала произойдет размыкание стрелок, а поезд проедет запрещающий сигнал, то он окажется на разомкнутых секциях. При этом может произойти перевод стрелок под составом (в случае потери шунта) или перед составом, что может привести к сходу вагонов с рельсов,  взрезу стрелок или движению поезда на занятый путь, что совершенно недопустимо с точки зрения безопасности. Предотвратить такие отрицательные последствия можно если при отмене ввести задержку между перекрытием сигнала и размыканием маршрута. При отмене окончательно замкнутого поездного маршрута выдержка времени составляет три минуты. Этого времени достаточно для того, чтобы поезд остановился перед сигналом. В случае проезда поездом запрещающего сигнала выдержка времени прекращается и маршрут остается замкнутым.

Рассмотрим работу схем в режиме отмены. При необходимости отменить маршрут ДСП вытягивает кнопку светофора, что приводит к выключению сигнального реле. Если маршрут был замкнут предварительно, то через тыловой контакт сигнального и фронтовой контакт второго маршрутного реле включается замыкающее. Маршрут разомкнулся.

Если же произошло окончательное замыкание маршрута и второе маршрутное реле выключено, то автоматически включается реле искусственной разделки по цепи   (рис. 4). Через фронтовой контакт реле НРИ и тыловой ВВ включается реле ОРИ (рис. 6) и подает своими контактами питание на клеммы блока выдержки времени типа БСВШ. В блоке начинает заряжаться конденсатор, последовательно с которым подключен резистор. Через промежуток времени определяемый емкостью и сопротивлением этих элементов напряжение на обкладках конденсатора достигает величины при которой происходит пробой стабилитрона. При этом энергия, накопленная на конденсаторе, прикладывается к верхней обмотке реле ВВ, которое включается, а затем блокируется по нижней обмотке через контакты НРИ, ОРИ и собственный контакт. Контакты ВВ и НРИ шунтируют разомкнутый контакт Н2М, подавая питание в обмотку реле Н2М, оно срабатывает, вслед за ним встает под ток замыкающее реле НМЗ, выключаются реле НРИ, ОРИ, ВВ (рис. 4). Маршрутное реле Н1М при этом остается выключенным. Маршрут разомкнулся, схемы пришли в исходное состояние.