Качество, как философская категория. Тенденции и закономерности качества систем и процессов. Качество технологического продукта. Экономические, технологические, социальные аспекты управления качеством. Особенности сертификации продукции системы качества, сущность, виды, принципы, страница 9

А. Обеспечение качества – предусматривалось, что фирмой-производителем должен отслеживаться весь жизненный цикл продукции, состоящий из этапов: маркетинговое исследование, этап проектирования,  подготовки производства, этап производства продукта, этап контроля и испытания, складирование и испытания, транспортировки и реализации, этап обслуживания в ходе эксплуатации, этап утилизации.  Затем вновь возвращается к исследованиям. Образовалась петля качества. Мы никогда не вернемся в одну точку, по этому называется виток, петля качества. Научно-технический подход, где уделяется внимание каждому этапу. Развитие через научно-технические программы. Их особенность: в них ставятся  задачи, и отражается ресурсная обеспеченность для каждого  этапа витка спирали. Развитие качества через его реализацию. НТП должны быть логически увязаны между собой, совершенствование качества в рамках НТП одной, так и при их переходе от одной к другой.

Б. Оперативное управление качеством. Есть петля качества, где этапы жизненного цикла изменяются параметры на каждом этапе. Поступает информация,… а затем поступает в блок принятия управленческих решений. Это оперативная работа. В то же время в Японии появляется новое направление – постоянное улучшение качества. Американская система – «Управление сверху», то, что должны делать (менеджеры). В Японии – «управление снизу». Менеджер – наставник. Основная инициатива – рядовые сотрудники. Каждый день нужно работать и жить лучше, чем в пре6дыдущий. Рост качества приводит к снижению себестоимости.

2. Особенности учета затрат на качество.    

2 подхода:

А. Экстенсивный подход к формированию качества – формирование новых средств продукта, которые отсутствуют у продукта конкурента. Реализационная политика «снятие сливок». Качество создается без оглядки на затраты, когда в условиях очень слабой конкуренции за счет уникальности свойств продукта возможна его реализация по любой желательной цене фирмой (заключается монопольное положение). Видя наш успех, конкуренты начнут производить подобные продукты. Конкуренты делают это с меньшими издержками. У фирмы мало времени.  Необходимо постоянно перескакивать,  мы можем угадать 1, 2 раза, а в другой раз – нет. Высокий уровень риска.

Б.  Интенсивный подход. Предполагает улучшение качества при сокращении издержек. Все издержки разделяются на 3 группы: 1. Затраты, связанные с неудовлетворением качества продукта и процесса. Это затраты от брака продукции, что затраты, вызванные сбоем процесса, на гарантийное обслуживание, затраты, связанные с возвратом от потребителя, потери, связанные с потерей репутации. 2. Затраты на метрологическое обеспечение качества. Это З/П контрольных работников, затраты на контрольно-испытательное оборудование и аппаратуру, затраты на документацию и испытания. 3. Затраты на формирование и улучшение качества – затраты на обучение  персонала и повышение квалификации, затраты на покупку и разработку информационных передовых технологий. Затраты на покупку и разработку более высококачественного оборудования, на формирование и развитие корпоративной культуры.

Задача менеджера при этом подходе: чем больше затрат 3-й группы (инвестиции в качество), тем меньше общий уровень затрат, он снижается.

4: Особенности формирования систем качества по ИСО 9000 версии 2000г.  

Особенности системы качества ИСО 9000:2000:

 


Изначально необходимо осознать, кто ваш потребитель и строить свою деятельность в соответствии с удовлетворением его запроса. Необходимо узнать, насколько мы удовлетворим этот запрос.

Принципиальные особенности:

1. Замкнутость

2. Одиноправленость – нет встречных стрелок, одиноправленость потока.

3. Динамичность – колесо, процесс вращается.

Принципы системы качества:

1. Удовлетворенность потребителя- во-первых, необходимо определиться со своей миссией, которая определяет вашу полезность. 3 направления: 1.  Полезность во внешней среде с точки зрения полезности для общества. 2. Какое  благо дает фирма собственникам (например, рост благосостояния, самореализация). 3. значимость фирмы для работников (клуб по интересам, место, где реализуются доход или где реализуется творчество).