Качество, как философская категория. Тенденции и закономерности качества систем и процессов. Качество технологического продукта. Экономические, технологические, социальные аспекты управления качеством. Особенности сертификации продукции системы качества, сущность, виды, принципы, страница 8

3 Виды систем качества и особенности их развития.

Должна создаваться система создания продукта, который будет продаваться. В 1901г. Был создан в Великобритании комитет стандартизации.  Системы качества:

1. Система отбраковки (Форд Тейлор)- заводы были расположены в городах, где жили негры (дешевая рабсила). Производство основано на выполнении элементарных операций, над исполнителем идет жесткий контроль. Готовый продукт должен отвечать качеству. Если продукт не соответствует качеству, исполнитель наказывается. Инспектора – те, кто следили за качеством, контролировали итог деятельности, подчинялись только генеральному директору (директору завода). Обеспечивается внешняя привлекательность, репутация фирмы из-за высокого качества продукта растет. Форд обеспечивал абсолютную независимость инспекторского корпуса. Система основана на наказании, на страхе. «+» - эта система действия обеспечивается не качество продукта, фирма может конкурировать.  «-» 1. экономическая причина – вводится институт инспекторства (30% работников завода -  контролеры, большое число работников не создают продукт, а контролируют, требовалось аппаратура для контроля). Большие затраты на З/П и средства контроля. Чем больше контроля, выявления ошибок, тем больше выплывает дефектов, больше себестоимость, меньше прибыль. «-» 2. Психологическая проблема – система основана на страхе. Страх никогда не действует долго, он теряет свою силу. Страх вызывает ненависть. Люди играют со страхом, нуждаются в адреналине. Эта система не совершена.

2.  Система контроля процесса – основана на страхе, неизбежности наказания, недоверия к исполнителю, когда разрабатывается алгоритм техпроцесса,  а за тем инспекторами жестко контролируется все отклонения от хода этого процесса. Человек наказывается не за то, что он сделал что-то не правильно, а за то, что он действует с нарушением алгоритма. Эта система так же с развитием органов контроля приводит к снижению общей эффективности. Чем лучше контроль, тем хуже, снижается эффективность. Эта система более прогрессивна.

3. система управления качеством (менеджмента качества – 50-е гг.). Реализовалась концепция «О дефектах». Основана на мотивации исполнителей. Особенность: отказ от наказания. Преимущество: чем больше вкладываем в качество, тем больше эффект. Исполнитель и контролер на одном уровне. Разрабатывается методология для сокращения и их удаление малого качества, выявляется причина плохого качества. Даная система применяется в Японии, так же начала действовать в Америке. В Японии были ведены «кружки качества».

4.  80-е гг. система планирования качества.  Начала зарождаться в Японии, действовать впервые начала в США (информационные технологи). Принципы постоянного улучшения качества – каждый день надо работать лучше, чем в предыдущий. Свыше 3-х тыс. фирм, которые получили сертификаты соответствия. Особенность: схема планирования качества – должна строится на базе информационных технологий. Для изделия создающегося делается электронный паспорт и др. Сокращаются затраты, сроки освоения объема продукции просто реализуется проблема взаимодействия проблема между предприятиями. Проблемы системы: применение таких систем требует кадрового обеспечения (люди, обладающие способностями), требуется календарная техника, программные продукты.

5. Система экологического качества. Используется в Японии. Основана на ИСО 14000. задача: обеспечить гармонию окружающей среды, а так же система, которая создает продукцию или обслуживает продукцию и  окружающую среду.

6. Система социологического качества. В реальности ее пока нет. Это система будущего, в соответствии с которой, например, должно создаваться то качество, которое обеспечивает развитие человеческого общества.

2 Характеристика совершенствования систем качества: модели, принципы, особенности внедрения.

1. Причины возникновения и эволюция систем. В 80-х гг. 20 в. С учетом повышения конкуренции, необходимо учитывать запросы потребителей – новая концепция – в 1986г. ИСОЛ 8402 терминология качества (система понимания качества) – 1984г. ИСО 9000 – где впервые была сформулирована система качества, базирующаяся на 2 направлениях: