Качество, как философская категория. Тенденции и закономерности качества систем и процессов. Качество технологического продукта. Экономические, технологические, социальные аспекты управления качеством. Особенности сертификации продукции системы качества, сущность, виды, принципы, страница 4

Метод Парето. Закон Парето: Если в некой системе имеется возможность установить некую совокупность причин, обуславливающую появление определенной совокупности событий, то всегда можно выделить около 20% причин, которые на 80% определяют происходящие последствия. Все остальные 80% причин определяют лишь 20% происходящих последствий. Стремясь успеть везде, мы проигрываем в 80%, выигрывая лишь в 20% . Если мы пришли в организацию нужно 20% единомышленников, а если их нет, то привести своих.  Задача менеджера управлять 20%  людей, которые определяют успех предприятия, раскрывать их потенциал. Из 20% произвольно выделяется 80% - балласт  и 20%, определяющие успех развития. Если 80% пассивных людей, которые не работали, уволить, то из оставшихся 20% 80% не будет работать, т.е.тот, кто работал вчера не будет работать завтра.

МЕТОД ИСИКАВА. Любое предприятие должно быть рассмотрено как целая система с использованием системного подхода. Необходимо обеспечивать то качество продукции, которое требуется внешней средой. Системный подход включает метод Исикавы (причинно-следственная диаграмма, «рыбья кость»).

     

                1    ∑Пi  К(t)

3                 4

∑Пi – сумма показателей качества, которые необходимо достичь и обеспечить.

К(t) – Критерий времени, который определяется функцией времени и определяется внешней средой.

Исикава предлагает познать ситуацию, изучая «скелет», разделив факторы на четыре группы:

1 – Люди – кто осуществляет деятельность? – необходимо учитывать здоровье людей, их образование, способности и т.д.

2 – Сырьё – из чего? – доступность, стоимость и применяемость сырья.

3 – Основные средства – в каких условиях? – здания, сооружения, оборудование, аппаратура, оснастка, инструмент.

4 – Технология – как? – уровень технологии, универсальность, гибкость, адаптационные способности.

Углубляться по этим четырем факторам можно и дальше, в результате выявятся те факторы (первопричины), которые в наибольшей степени воздействуют на критерий. Воздействуя на данные факторы, можно будет воздействовать на результат, т.е. эффективно управлять системой.

Неизвестные факторы тоже оказывают воздействие на факторы. Необходима не борьба со следствием, а изучение причин. После установления причин необходимо выявить факторы, которые оказывают наибольшее влияние на критерий. Метод позволяет повысить управляемость любой системы и более эффективно использовать её ресурсы. Через управление можно влиять все более действенно на результат, тогда ресурсы будут расходоваться эффективно, будет появляться излишек ресурсов, который можно будет потратить на развитие этой системы. Всегда необходима прибыль, которая направляется на развитие (оборудование, повышение квалификации, обучение персонала и т.д.). Самым ценным ресурсом на любом предприятии является человек, через который можно совершить прорыв. Необходимо увлекать людей собственным примером.

Ограничениями данного метода являются:

1. смысловые – критерии и параметры задаются внешней средой; все меняется и протекает очень быстро. Следовательно, должна меняться и цель. Занимаясь внутренними проблемами, необходимо смотреть во внешнюю среду.

2. ресурсные – все ресурсы ограничены, поэтому не надо тратить больше.

Но абсолютной управляемости системы не достигнуть никогда, всегда будет оставаться «хвост» факторов, которые менеджер не может контролировать и управлять ими.

МЕТОД ЧЕРНОГО ЯЩИКА.

                                                 j1 (t)    j2(t)    ji(t)    jn(t)   

Объект управления

 
                          X1(t)                                                                 П1 (t)

 X2(t)                                                                 П2(t)       

                          Xi(t)                                                                  П i(t)               К (t)  

                          Xm(t)                                                                Пк(t)      

 


                                                   Y1 (t)    Yi(t)    Yz(t)   

К (t) – критерий, который задается рынку.