Профессиональные требования к специалистам в области маркетинга. Портрет маркетолога. Проблемы адаптации маркетолога на предприятии, страница 7

Но вернемся к связке «менеджер – маркетолог», ибо руководитель и есть менеджер. И ответим на вопрос: «Как в этой связке участвуют понятия «менеджмент» и «маркетинг»?

Совершенно ясно, что и руководитель и маркетолог должны знать и менеджмент, и маркетинг, кроме того они должны иметь практический опыт в той и другой области.

Действительно, как может руководитель ввести поправку в рекомендацию маркетолога, если он не понимает сути маркетинга, и как может маркетолог оценить деятельность руководителя, если он не понимает сути менеджмента? Таким образом смысл понятий «маркетинг» и «менеджмент» в этой связке не разделяется, а являет собой некое единое явление. Но тогда что же означают слова «маркетинг» и «менеджмент»?

Маркетолог – менеджер – менеджер – маркетолог

«Слово изреченное есть ложь» — говорили древние. И смысл данного выражения в том, что с помощью слов и рационального мышления невозможно однозначно описать живой процесс – всегда остается некая недосказанность. Аналогичная ситуация и со словами «менеджмент» и «маркетинг». Когда мы говорим «менеджмент» — мы упускаем маркетинг, когда говорим «маркетниг» — упускаем менеджмент.

Таким образом, следует признать, что в любом действии любого сотрудника любой фирмы всегда можно найти элементы и менеджмента, и маркетинга. Вопрос только в том, как они соотносятся друг с другом. С нашей точки зрения, происходит это следующим образом.

Грамотное управление маркетингом должно быть основано на грамотном маркетинге управления. Под грамотным управлением маркетинга мы понимает управление процессами, протекающими на рынке в зоне профильных интересов фирмы, с достижением поставленных целей. Под грамотным маркетингом управления подразумевается управление людьми, которые используют фирму как средство для достижения своих личных целей, находящихся за рамками рыночных отношений.

Заключение

В данной статье мы попытались рассмотреть вопросы, связанные с деятельностью маркетолога на фирме. Для объективной и полной оценки его роли нужно анализировать более сложную структуру «жизнь – рынок – фирма – персонал – сознание – руководитель – маркетолог», представляющую собой единое целое.

 Для успешного управления фирмой на рынке принципиально необходима связка «маркетолог – руководитель».

Решение проблемы адаптации маркетолога во внутренней среде зависит не столько от того, как ему удастся вжиться в социальную среду фирмы, сколько от того, на сколько точный и адекватной окажется сформулированная им модель конкретной фирмы в конкретных условиях конкретного рынка. Следует отметить, что, к сожалению, помочь в этом процессе маркетологу никто не сможет.

Автор надеется, что данная статья будет полезна руководителям и маркетологам коммерческих фирм.

Вопросы для обсуждения:

1.  Согласны ли Вы с авторским определением функций и задач маркетолога?

2.  С чем связаны основные проблемы адаптации маркетолога на предприятии?

3.  Согласны ли Вы с нарисованным портретом маркетолога? Какими чертами Вы бы дорисовали этот портрет?

__________________________________________________________________________

Выдержки из книги Р. Бучанан «Враг внутри. Когда покупатели думают, что нам не до них», СПб, 2003

(В этой книге излагается так называемый постмодернистский подход к маркетингу, основанный на устранении барьеров для потребителей, приводящих к саморазрушению компаний)

…………………………………………………………….

Как определить, в какой степени вы ориентированны на маркетинг

Очевидно, что каждая организация должна с чего-то начать. Исторически сложилось, что большинство авторов книг по маркетингу, полагают, что началом для большинства из них является то, что называется «производственной» стадией, на которой не проводится видимых маркетинговых усилий. Как уже говорилось ранее, не существовать ни в какой форме маркетинг не может — пусть даже и в самой примитивной. Таким образом, вероятно, этот этап называется неверно. С точки зрения постмодернизма, более соответствующим названием был бы «этап случайного маркетинга».