Профессиональные требования к специалистам в области маркетинга. Портрет маркетолога. Проблемы адаптации маркетолога на предприятии, страница 13

Ирина Шарипова, кандидат экономических наук, начальник управления маркетинга "Балтийского Финансового Агентства "

Владислав Чаплинский, специалист по маркетингу фирмы "Ниеншанц "

Андрей Надеин, главный редактор журнала о рекламе YES!

А. Банкин: Мне казалось, что стоит со знанием теоретических вещей прийти в фирму, и многие вопросы можно будет буквально щелкать, как орешки, применяя нужные методики. Но когда я пришел в фирму и начал работать, оказалось все значительно сложнее. Какие-то методы удавалось применять, а на другие не оказывалось времени. Какие-то решения уже были приняты, и полезнее оказывались не технологии маркетинга, а технологии убеждения - нужно было убедить руководство, что принятое решение нужно менять. За год работы в фирме "ДОМ-Лаверна" я понял, что есть области, в которых можно и нужно применять теоретические знания, а есть области, в которых важно выиграть время и принять решение интуитивно.

А. Надеин: В параллельной области, рекламе, можно наблюдать сходную ситуацию. Возможно, это специфика российского рынка, или особенность этапа его развития?

В. Долбежкин: У меня такая точка зрения: пока внемаркетинговые решения дают экономический эффект, маркетинг будет изгоем. И если сегодня волевые решения, не поддержанные маркетингом, проходят успешно на рынке, за счет, скажем, системы личных связей, которые работают сильнее, чем рыночная конъюнктура, то маркетинг оказывается не сильно нужным. Поэтому его административно иногда выдавливают вниз.

Маркетологи работают по ночам

А. Надеин: Один из вопросов, который поможет прояснить, чем же занимается маркетолог в российской фирме - это вопрос о построении его рабочего дня. Какие практические задачи занимают у вас наибольшее время?

А. Банкин: Половина рабочего дня уходит на поддерживающую деятельность: разговоры, ответы на телефонные звонки, согласования решений, подписание бумаг... И есть работа, для которой приходится выкраивать окна, отгораживаясь шторкой от всех остальных, буквально чтобы на спине висел знак "Меня не беспокоить!" - и на несколько часов погружаться в планирование рекламной кампании... Как правило, подтверждается такая тенденция, что 5-10% усилий и времени дают 80-90% результата.

В. Чаплинский: Я могу горячо поддержать этот тезис. Все, что ложится в основу долгосрочных программ, рождается за домашним компьютером поздно вечером, если не ночью. Дневное время это, как правило, круговерть текущих дел.

В. Долбежкин: Когда я пришел в банк в 1993 году, все было в одной руке - весь маркетинг и реклама. Потом нас стало трое и мы делали все - разрабатывали рекламную программу, искали исполнителей, проводили исследования... Сегодня в нашем учреждении концепция другая - маркетингом должны заниматься несколько подразделений, которые имеют контакты с клиентом. Это хорошая мысль, которая, на мой взгляд, пока еще слишком нова для России. И у меня сегодня львиная часть дня уходит на то, чтобы увязать административно-канцелярские и маркетинговые работы этих подразделений. Это приводит к потере темпа, а иногда и к полной остановке.

А. Ерофеев: В учебниках мы читаем, что маркетинг - это анализ, концепция, планирование. Идеальный маркетолог - это очень большой мозг с очень маленькими ручками, который создает идеальные и квазиидеальные решения, которые потом кем-то применяются. А кем они применяются, тоже в учебнике написано - рекламным агентством, сейлз-менеджерами и так далее. Иная точка зрения, которая сейчас возникает среди профессионалов: менеджер по маркетингу сначала менеджер, а уж потом маркетолог. Управленческая функция оказывается более востребованной, чем аналитическая.