Профессиональные требования к специалистам в области маркетинга. Портрет маркетолога. Проблемы адаптации маркетолога на предприятии, страница 15

И. Шарипова: У меня в управлении 4 человека, которые занимаются PR, рекламой и маркетингом, связанным с базами данных. Но, благодаря тому, что у нашей компании матричная структура, в решение задач, которые проходят на уровне проектов, включаются люди, которые административно управлению маркетинга не подчинены. Согласование отнимает колоссальное количество времени, но зато есть единство в проектах. Может быть, благодаря тому, что мне в свое время было сделано персональное приглашение со стороны руководства, руководством охотно воспринимается то, что мы рекомендуем. Обсуждение строится так: у нас есть маркетинговый микс, давайте посмотрим, с какой стороны заходим. Руководители прекрасно оперируют понятиями отстройка, позиционирование, положительные и отрицательные стереотипы и так далее. Взаимопонимание в основных понятиях помогает обоснованно принимать решения. Приятно, когда генеральный директор может подойти и спросить: Вы специалисты, скажите - как это может сработать? Классический пример - мы долго искали какую-нибудь милую слабость у нашей компании. И нашли! Фамилия нашего директора - Свиньин, и у него большая коллекция свинюшек, подаренных разными людьми. Но когда мы предложили использовать образ свиньи как талисман фирмы, директора это повергло в возмущение... А сегодня он у меня спрашивает: Где золотая свинка-копилка? Бумагу для записей розового цвета со свинкой раздаривает с удовольствием. На фотографии в газете Деловой Петербург, в статье о самой открытой компании года, он с любимой свиньей из красного дерева. Это удачно дополняет имидж надежной, профессиональной, консервативной фирмы.

А. Банкин: У нас маркетинг и реклама находятся в одних руках. Фирмой создаются по России филиалы, и все рекламные материалы для них будут делаться в Петербурге и только потом рассылаться в Москву, Самару и другие города. Менеджеры на местах будут их только размещать. При такой системе не нужно тратить много времени на согласование. Полезна близость к руководству - у нас есть такой важный резерв как еженедельные встречи отдела рекламы с директором. Со стороны руководства есть полная открытость. Все ключевые решения плотно обсуждаются и за несколько часов принимаются. Так было принято решение о всероссийской рекламной кампании марки обоев по телевидению в 1997 году.

Информацию приходится добывать

А. Надеин: Из практики работы в рекламном агентстве я вынес следующую закономерность. Если собрать сумму экспертных оценок, включая мнение маркетингово мыслящих людей, которые являются пользователями товара, то можно получить описание рынка данного товара, близкое к реальности. Можно подтвердить это описание исследованиями, а можно принять решение на основании описания - но действия, основанные на таком описании, как правило, результативны. Это один из методов, проверенный на практике.

И. Шарипова: Те, кто работает на рынке инвестиций, часто знают ситуацию лучше консультантов, которые основываются на маркетинговых исследованиях. Тот же принцип разумной достаточности. Управление деньгами, финансовыми потоками фирмы, брокерско-дилерские услуги - все это предполагает доверительные отношения с клиентом. У нас всего 1000 клиентов, и мы исследуем их потребности. Менеджеры, которые общаются с клиентами, очень хорошо знают ситуацию на предприятиях. Вместе с клиентами они рождают идеи новых услуг, для которых мы создаем упаковку.

В. Чаплинский: Отдел маркетинга создал свой механизм привлечения клиентов и получения информации. Мы делаем почтовую рассылку по существующим и потенциальным клиентам. В конверте анкета и материалы, способные заинтересовать наших клиентов. Руководители получают пресс-релизы, презентации будущих проектов, новости компьютерного рынка. Специалистам этих же фирм предназначены технические обзоры нашей научной лаборатории, другие новинки переднего края компьютерных технологий. Обязательно прикладывается конверт с обратным адресом. Эта схема успешно работает в течение полутора лет.

И. Шарипова: Полгода назад сотрудники агентства могли начать письмо клиенту словами: Имеем честь сообщить, что "Балтийское Финансовое Агентство" учреждено в 1993 году... А сегодня у нас подобран целый набор эффективных кирпичиков, из которых конструируются письма.