Профессиональные требования к специалистам в области маркетинга. Портрет маркетолога. Проблемы адаптации маркетолога на предприятии, страница 4

Размер вознаграждения должен устраивать маркетолога, то есть быть достаточным для удовлетворения его личных интересов, находящихся вне сферы рыночных отношений.

Таким образом, сумма вознаграждения и объем работ могут быть определены путем переговоров и закрепляются трудовым контрактом, как и для любого другого работника предприятия.

Маркетолог и руководитель (владелец) фирмы

Из структуры основной задачи, стоящей перед маркетологом, становится ясно, что для его эффективной деятельности необходимо некоторое число исходных условий, которые должны быть предварительно оговорены с руководителем.

Первым принципиальным требованием маркетолога является непосредственная работа с руководителем, то есть работа в таком режиме, когда между лицом, принимающим окончательное управленческое решение, и маркетологом нет промежуточных уровней власти.

Если маркетолог подчинен не первому лицу в фирме, а нижестоящему, то в своих суждениях он вынужден учитывать личный интерес (в отношении фирмы как средства) лица, представляющего данный центр власти и, следовательно, его суждения могут быть искажены, или, в некоторых случаях он будет скрывать свое истинное мнение, чтобы не провоцировать конфликт с непосредственным руководителем.

Второе принципиальное условие, которое должен поставить маркетолог перед руководителем, — свобода высказывания своего личного мнения по всем обсуждаемым проблемам даже в тех случаях, если оно не совпадает с мнением руководителя.

Таким образом, работа маркетолога — это работа консультанта, который высказывает собственное мнение по всем принципиальным вопросам, требующих ответственных управленческих решений. При обосновании своего мнения маркетолог базируется на имеющейся у него информации о внешней и внутренней средах фирмы, а также на субъективной интерпретации этой информации.

Но тогда возникает вопрос « Чем его мнение отличается от мнения любого другого руководителя стратегического или технического подразделения или любого другого специалиста фирмы?»

Отличие в том, что его мнение не искажено, так как он не имеет отношения ни к одному из структурных подразделений фирмы и, следовательно не отвечает за их ошибки. В этом смысле его мнение – это мнение совершенно не заинтересованного человека. Хотя более правильно было бы сказать, что его интерес должен быть тесно связан с тем, чтобы его высказывания, мнения и оценки помогали высшему руководству фирмы принимать взвешенные управленческие решения.

Так как между руководителем (владельцем) фирмы и маркетологом возникает прямая связь, то оценка работы маркетолога — это субъективная оценка руководителя. Если, по его мнению, работа маркетолога помогает ему принимать взвешенные решения, то, следовательно, она полезна для фирмы, если нет, то в этом случае руководитель вправе задуматься над вопросом: «За что я ему плачу деньги?»

Проблема руководителя заключается в том, чтобы человек, которого он считает маркетологом, в действительности оказался таковым. Но это, как говорится «проблема кадров».

Работа маркетолога

Остановимся на том, как нам следует понимать фразу: «маркетолог управляет процессом принятия высшим руководством фирмы важных управленческих решений».

Обычно, прежде чем принять ответственное управленческое решение, руководитель фирмы собирает совещание, для обсуждения возникшей проблемы с руководителями стратегических подразделений.

Основной особенностью такого совещания-диспута является то, что это беседа несвободных людей. Людей, связанных иерархическими и групповыми обязательствами, личными и профессиональными интересами, которые не могут или не хотят высказывать все, что они думают по обсуждаемому вопросу. Можно сказать, что именно на совещании у высшего руководства, как в зеркале, отражается вся фирма, со всеми ее формальными и неформальными отношениями между участниками, личными интересами и стимулами.