Калькуляция себестоимости продукции в торговле, страница 5

Так, для организаций торговли учет издержек обращения по видам деятельности нами рекомендуется осуществлять на следующих аналитических счетах счета 44/2:

Ø «Издержки обращения оптовой торговли»;

Ø «Издержки обращения розничной торговли»;

Ø «Издержки обращения организаций общественного питания».

Если требуется более углубленная детализация учета издержек обращения по центрам ответственности по отделам, секциям и т.п., подобным образом можно выделить и счета следующих порядков.

Важным этапом осуществления учета издержек обращения в управленческом учете является группировка затрат по их элементам, закрепленным в Основных положениях.

Данные об издержках обращения по элементам затрат можно распределить по следующим аналитическим счетам к счету 44/212:

¨  «Материальные затраты оптового склада № 2»;

¨  «Расходы на оплату труда работников оптового склада №2»;

¨  «Отчисления на социальные нужды оптового склада № 2 »;

¨  «Амортизация основных фондов оптового склада № 2 »;

¨  «Прочие расходы оптового склада № 2» и т.д.

3. Методы учета затрат и калькуляция себестоимости в торговле

    3.1. МЕТОД КОЭФФИЦИЕНТОВ ИЗДЕРЖКОЕМКОСТИ ТОВАРНЫХ ГРУПП.

Метод коэффициентов издержкоемкости — один из способов изучения потоварно-групповых уровней издержек торговли. С его помощью средний уровень торговых расходов в последующем порядке распределяют между товарными группами исходя из коэффициентов их издержкоемкости. Коэффициенты — относительные показатели сравнения издержкоемкости товарных групп с из-держкоемкостью одной из них, принятой за базу сравнения. Коэффициент этой группы равен единице. Другими словами, каждый коэффициент выражает численное отношение уровня расходов по данной товарной группе к уровню по группе, условно приравненному к единице.

По товарным группам распределяют постатейные уровни издержек или, что практикуется чаще, уровни по соединениям статей, образованным в результате агреги­рования. Различают постатейные коэффициенты частные (по отдельным товарным группам) и общий (по всем группам, участвующим в распределении). Очевидно, что по одной статье или соединению статей число коэффициентов больше числа товарных групп на единицу.

     Техника распределения постатейного уровня расходов между товарными группами заключается в следующем. Частные коэффициенты умножают на удельные веса (в процентах) товарных групп в совокупном товарообороте торговой организации. Сложив произведения (процентные числа) и разделив сумму на 100, получают общий средний взвешенный коэффициент по всему товарообороту. Разделив затем постатейный уровень на общий средний взвешенный коэффициент, находят частный постатейный уровень по товарной группе, коэффициент ко­торой равен единице. Поочередно умножая этот частный уровень на соответствующие коэффициенты, определяют частные уровни по другим группам. Далее, суммируя все частные постатейные уровни по каждой товарной группе, получают искомые величины — потоварно-групповые уровни издержкоемкости.

Чтобы уяснить себе смысл расчетов, рассмотрим применительно к розничному продовольственному торгу систему и порядок распределения уровней транспортных расходов и оплаты труда работников.

Распределение уровня транспортных расходов проходит несколько этапов.

На первом этапе расчетов весь грузооборот в зависимости от организации завоза товаров автомобильным транспортом подразделяют на централизованный и децентрализованный. Основную часть товаров одногородние поставщики доставляют в торг в порядке централизованного завоза. Транспортировку остальной части поставляемых товаров и внутреннее перемещение грузов, главным образом доставку товаров с распределительных складов в магазины, торг осуществляет децентрализованно.                                                                                                                                             ,

Расчеты коэффициентов издержкоемкости той и другой части грузооборота выполняют раздельно. Удельный вес этих частей по каждой товарной группе устанавливают на основе экспертной оценки специалистов.