Калькуляция себестоимости продукции в торговле, страница 2

Анализ методических положений по учету расходов на социальные нужды (мероприятия) показывает, что они не обеспечивают полноты формирования их в соответствии с требованиями достаточна информативности учетных данных. Часть рассмотренных расходов находит отражение на счете 69 "Расходы по социальному страхованию и обеспечению" и 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами*. В результате и статья издержек, и элемент затрат "Отчисление на социальные нужды" не полностью отражает фактические расходы организаций этой направленности. Методика учета расходов на социальные мероприятия должна обеспечивать полное информационное наполнение каждой статьи издержек, образующих себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с их экономическим содержанием.

Рассматривая статью 1 "Транспортные расходы, связанные с доставкой товаров в организации торговли' следует указать на ее недостаточное информационно-структурное представление, которое не согласуется с нормами Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). В соответствии с указанными положениями затраты по доставке товаров и материальных ресурсов транспортом и персоналом предприятия включаются в состав затрат (издержек). Покупная стоимость товаров формируется с учетом транспортных расходов, оказанных сторонними организациями. Поэтому целесообразно и обоснованно эту статью издержек назвать "Транспортные расходы по завозу товаров" и разделить ее на две подстатьи:

· транспортные услуги по завозу товаров, оказанные сторонними организациями;

· транспортные услуги по завозу товаров собственным автотранспортом.

Такое представление транспортных расходов по доставке товаров в аналитическом учете позволит обеспе­чить выполнение требований положения о порядке формирования покупных цен, установления цен на реализуемые товары

В отношении статьи 2 "Транспортные расходы по доставке товаров покупателям" необходимо отметить, что она может быть рекомендована не только организациям оптовой торговли, но и предприятиям розничного звена Розничная торговля в настоящее время оказывает многообразные услуги покупателям, в том числе транспортные услуги по доставке габаритных грузов, продовольственных заказов, обедов и др. Сервисное обслуживание покупателей является необходимым условием успешной работы предприятий розничной торговли. Следовательно, данная статья издержек обращения обоснованно может быть включена в номенклатуру статей аналитического учета в организациях розничной торговли.

Более детального рассмотрения требует такая комплексная статья издержек как "Расходы на содержание сооружений, помещений и инвентаря", которая включает расходы по использованию основных средств и оборотных активов — инвентаря. К инвентарю отнесена и спецодежда, в организациях розничной торговли к ней относится фирменная одежда и очень часто с нанесенным логотипом организации. Торговые организации несут расходы по приобретению фирменной одежды, а также по поддержанию ее в чистом и исправном виде (стирка, ремонт, дезинфекция, хранение и др.). Данные расходы целесообразно выделить в отдельную статью затрат, так как являются объектом контроля за их рациональным осуществлением.

В настоящее время в соответствии с действующими нормативными документами стоимость спецодежды, в том числе и фирменной одежды, погашается ежемесячно исходя из сроков ее службы. Такой порядок приводит к увеличению трудоемкости учетных работ. В целях их снижения целесообразно производить едино­временное списание стоимости специальной и фирменной одежды, срок эксплуатации которой не превышает 12 месяцев, в момент ее передачи работникам организации.

Контролируемыми издержками в торговых организациях являются также расходы на электроэнергию. Эти расходы являются нормируемыми для целей налогообложения. Они значительные, поэтому должны быть представлены в номенклатуре издержек отдельной статьей.