Калькуляция себестоимости продукции в торговле, страница 15

Третья черта. Объектами наблюдения являются полная издержкоемкость товарных групп, т. е. все статьи и виды торговых расходов; частичная издержкоемкость, определяемая по нескольким статьям или даже по одной статье, например транспортные издержки, расходы на оплату труда, товарные потери; себестоимость отдельных торговых процессов, в частности перевозки, хранения, фасовки товаров.

    Четвертая черта. Единицами наблюдения в оптовой и розничной торговле служат первичные самостоятельные в оперативно-хозяйственном отношении звенья (оптовое предприятие, уставный универмаг, крупный универсам и т.д.) и структурные подразделения, состоящие на внутреннем хозяйственном расчете (склад, магазин, распределительная база и др.). При выборке это позво­ляет дать более точную характеристику генеральной совокупности. Как неопровержимо доказывают экспериментальные материалы за ряд лет, индивидуальные потоварно-групповые уровни издержек по магазинам, входящим в состав одного торга, заметно отклоняются от средней, значительны дисперсия и коэффициент вариации, что объясняется различными экономическими и организационными условиями, в которых протекает тор­говая деятельность однотипных магазинов, подчиненных торгу. Стало быть, при таком изучении издержкоемкости на предприятиях и в торговых подразделениях, вошедших в выборочную совокупность, вариация признаков не затушевывается, не сглаживается, не усредняется.

Пятая черта. Она состоит в том, что издержки обращения делят на прямые и распределяемые. Прямые — это издержки, которые можно, оперируя данными, содержащимися в документах или бухгалтерских регистрах, связать с определенной товарной группой и непосредственно, не прибегая к каким-либо специальным расчетам, отнести на нее. Распределяемые — это издержки, которые невозможно или чрезвычайно трудно непосредственно разграничить между товарными группами, а потому на каждую из них расходы относят лишь после предварительного расчета.

Шестая черта. На товарные группы относят (прямо или путем распределения) расходы по каждой статье или субстатье в отдельности. Это хотя и усложняет вычисления, зато позволяет с большей точностью расчленить издержки между калькулируемыми объектами.

     Седьмая черта. Способы и приемы распределения издержек по товарным группам адекватны конкретным условиям работы обследуемых торговых предприятий. В основе методики распределения расходов лежат два принципа: многовариантность его способов и приемов и многоступенчатая (многошаговая) локализация издержек.

Реальность и точность искомых величин во многом предопределяются правильным отбором признаков, или баз (ключей), вовлекаемых в распределительные операции. Какой-нибудь вид (статья, субстатья) расходов в одних случаях включают в себестоимость обращения групп товаров прямо, в других — распределяют, причем самыми различными способами. Решающую роль здесь играют конкретные условия работы предприятия. Таковы (применительно к розничной торговой сети), в частности, тип и специализация магазина; наличие отделов и секций, их товарный профиль; организация торгово-технологического процесса, степень его механизации (автоматизации); форма продажи товаров (традиционная, самообслуживание, с открытой выкладкой, по образцам, с доставкой на дом покупателю, через автоматы); про­дажа товаров населению в кредит; оказание дополнительных услуг покупателям; порядок расчета и уплаты наличных денег покупателями (в расчетном узле, на рабочем месте кассира или продавца); система оплаты труда работников; организационная форма бухгалтерского учета (централизованная бухгалтерия, централизация, децентрализация); уровень механизации (автоматизации) учетно-вычислительных работ.

     Локализация — это постепенное ступенчатое деление общих расходов, порожденных обращением товаров нескольких групп, по разным основаниям (признакам) до тех пор, пока, наконец, расходы не будут разверстаны между группами.