Основы методологии государственного регулирования экономики. Критерии привлекательности страны для инвестиций. Определение темпов роста экономики. Инновационная политика, страница 3

На каждую цель оказывают влияние оба инструмента

Вывод1 Если влияние инструментов независимо, то гос-во может достичь поставленных целей а1/в1<>а2/в2

Если есть зависимость, то можно достичь только одной цели

Для оптимальной политики

Т1*=а1Л1+а2Л2

Т2*=в1Л1+в2Л2

Находим значение инструментов

Л1=(в2Т1*-а2Т2*)/(а2в1-а1в2)    Л2=(а1Т2*-в1Т1*)/(а2в1-а1в2) и все это <>0 – еще условие необходимое для независимости

Конкретный пример на соответствие целей

Q-выпуск ВВП

Р – инфляция – цели

М-денежная политика

G – фискальная политика – инструменты

Моднль эк-ки

Q=а1G+а2М

Р=в1G+b2M                    a1a2b1b2-эффект влияния инструментов на целевые показатели

Пусть состояние экономики: Q=Q*; P=2% в год

Цель – P=0; Q=Q*

Запишем модель эк-ки через приращение (все параметры для дельта относительны базового состояния dQ=0, dP=-2)

dQ=a1dG+a2dM

dP=b1dG+b2dM

0=a1dG+a2dM

-2=b1dG+b2dM

dG=2a2/(a1b2-a2b1)               dM=-2a1/(a1b2-a2b1)

Пр: нет нужных инструментов, можно ли достич цели?

G=0                    dQ=a2dM

dG=0                   dP=b2dM                   dQ/a2=dM=dP/b2

dP=b2/Q2dQ – соотношение пропорционально, т.е если Р упадет, то упадет и Q, но цель dQ=0

Вывод2 нельзя достичь целей эк-ки если нет соответствующих инструментов

                                                 dP

 


                                                           T     dP=b2*dQ/a2 

                                                                                                                            dQ

Линия Т – множество допустимых значений инфляции

Правительство стремиться к цели, тогда есть функция соц потерь, которая показывает издержки общества в результате отклонения целевых показателей от оптимальных значений

Центр окружности : dP=-2, dQ=0

Рассмотрим пример на расчет соц потерь

Пусть большие отклонения от целевых показателей обществу обходятся дороже, чем малые т.е потери есть в каждом случае при стремлении к цели, но их можно минимизировать

Нулевая точка на графике: Q=Q^2=3,2трлн

Тогда можно ставить промежуточные цели, т.е. не уменьшение Р до –2, а чуть поменьше

Пусть потери общества пропорциональны квадрату отклонения целевого показателя от его оптимального значения, т.е. если отклонение=2, то изменение потерь равно 4 (прирост)

dQ и dP^  - отклонение

(dQ-dQ*)^2 – соц потери

(dP-dP*)^2

L=(dQ-dQ*)^2+K(dP^-dP*)^2 – общественные потери, где К – удельный вес потерь

К=1

И подставим dQ=0  dP= -2  в уравнение

L=(dQ)^2+(dP^+2)^2 – значение инструмента Л, т.е. соц потери равны сумме квадратов отклонения целей от оптимальных

К>1 достижение инфляции становиться более желанным чем выпуска

К >1 важно сохранить выпуск

Концентрические окружности – кр безразличия для функции потерь

Каждая окружность – целевой показатель

Кр безразличия образуют семейство концентрических окружностей с центром в точке dQ=0  dP= -2

Если они не заданы, то центр в точке блаженства (минимизации потерь)

Оптимальная политика в условиях нехватки инструментов находится в точке касания кр безразличия и Т

Но все точки рассчитать нельзя, поэтому вводится 2 вида понятий неопределенности

Рассмотрим, когда есть один инструмент и одна цель

Увеличение Q – главная цель (эк в стадии спада)

Т.е. dQ*>0

Модель: dQ=KdM+E

К- индикативная неопределенность, т.е. не знает точного значения этого К, следовательно нельзя точно измерить эффект влияния денежной политики на Q

Е-показывает влияние факторов на выпуск, находящихся вне возможностей гос-ва – адаптивная неопределенность

Пусть К=среднему значению К1 и Е=0

Но и в этом случае нет гарантии, что цель будет достигнута точно в желаемый срок

Если dM=0,5, а оказывается 0,3, то уровень dQ будет еще ниже ожидаемого на графике

3. высшая форма гос рег – эк программирование

в программе используются как правило, весь комплекс инструментов гос рег + прога имеет целевую направленность

 ПР: прога развития командной эк Греции

Прога структурной перестройки Восточной Германии

Сегодня прога сочетается с выработкой долгосрочных ориентиров применяются все более адресные и комплексные методы, инструменты регулирования