Основы методологии государственного регулирования экономики. Критерии привлекательности страны для инвестиций. Определение темпов роста экономики. Инновационная политика, страница 16

Федералоьный гос бюджет:

  1. аккумулирует финансовые средства в руках гос-ва.
  2. обеспечение содержания гос-ва с его институтами
  3. стимулирование эк.роста в важнейших направлениях
  4. соц защита беднейших слоев населения (в т.ч. подрастающего поколения)

Структура гос бюджета:

Доходы:

  1. налоги – 83,9 (70-80)
  2. от собственности, торговли, приватизации  -6,2 (8-10)
  3. другие налоги, сборы и неналоговые поступления – 9,9 (10-20)

Расходы:

  1. соц услуги (здравоохранение, образование, соц пособия) – 18 (30-40)
  2. произв-хоз (кап вложения в промышленность, инфраструктуру, дотации, субсидии…) – 13 (10-20)
  3. оборона – 18 (10-20)
  4. административно-управленческие расходы – 10 (5-8)
  5. платежи по гос долгу – 13 (7-10)
  6. трансферты – 13 (10-15)
  7. расходы бюджетных фондов, пополнение гос резервов – 13 (10-30)

Назначения бюджетных расходов:

  1. политическое:

-  поддержание соц-эк строя (армия, безопасность, внешняя политика)

  1. социальные

-  соц стабильность в стране

-  повышение уровня жизни

  1. хозяйственные:

-  формирование конкурентной рыночной среды и антимонопольного рынка

-  поддержка малого и венчурного производства (например, фонд поддержки предпринимательства)

-  структурная перестройка эк-ки, поддержка отдельных отраслей

-  содествие выходу отечественного производства на мировой рынок

-  выполнение обязательств по внешнему и внутреннему долгу

Механизм регулирования:

Гос органы, изменяя структуру расходов бюджета, оказывают регулирующее воздействие на АД и вложения, отраслевую и региональную структуру эк-ки, на конкурентоспособность национальных товаров, может формировать эк политику страны.

Наиболее важная проблема бюджетной политики – проблема сбалансированности гос бюджета и связанная с ней направленность в бюджетно-налоговой сфере (бюджетная направленность)

Направленность -  возможность выбора макроэк решений в условиях, когда разрыв между доходами и расходами возрастает.

2 вида направленности:

  1. долгосрочный – связан с увеличением разрыва в теч нескольких лет
  2. краткосрочный – если увеличение разрыва необходимо в течении 1 финансового года

направленность связана с дефицитом гос бюджета.

Дефицит – значителен в тех странах, гда большая доля расходов приходится на оборонку и погашение гос долга.

Значительная направленность характерна для переходных, развивающихся эк-к

В основе – измеенение демографического состава насеелния. Где больше доля пожилых людей (индустриально-развитые гос-ва) – гос расходы повышаются (пенсии, соц расходы…)

С молодым населением повышаются расходы на образование…

Франция, Италия – доля на соц расходы около 1/3 ВВП в 60-е.

После окончания холодной войны увеличились расходы на соц нужды.

Налоговая реформа:         

  1. уменьшение уровня налоговых изъятий по мере уменьшения гос вмешательства
  2. сделать Российскую налоговую систему более справедливой. Поощряют тех, кто платит.

К-ДП.

  1. снижение реальных % ставок для создания благоприятных условий для накопления и И-я
  2. поддержание ценовой конкурентоспособности российской продукции за счет низкого реального обменного курса         .
  3. устойчивое снижение инфляции
  4. повышение эк активности
  5. создание предпосылок для роста
  6. накопление валовых резервов для противодействия внешним факторам.

Внешнеэк политика. Гос рег внешнеторговой политики.

Вн-эк деятельность:

  1. внешняя торговля
  2. международное И-е сотрудничество
  3. производственная кооперация
  4. валютные и финансово-кредитные отношения
  5. миграция населения

Вн-эк политика – целенаправленная деятельность гос-ва по регулированию внешнеэк-х связей и участия страны в международном разделении труда.

В развитых странах 2 модели ВЭП

  1. ориентрованная на экспорт
  2. =//= на импорт

1-я – в США, Японии, новые индустриальные гос-ва

2-я – латины

Р. может быть ориентированна на 1 и 2

Вн-торговая политика – совокупность средств и медтодов применяемых гос-вом для развития торговых отношений с другими странами. С ней связаны понятия экспорта и импорта.

Внешняя торговля стала нормально работать после либерализации – стабилизирующий фактор подъема эк-ки.