Основные методы теоретического познания, страница 18

3.8 Научная дискуссия как форма постижения истины

          Слово дискуссия в переводе с латинского языка означает рассмотрение, исследование. В современном представлении под дискуссией понимается обсуждение какого-либо спорного вопроса на собрании, в печати, в беседе, а то и просто спор. Дискуссия как метод исследования имеет давнюю историю, в пределах которой сформировались определенные традиции, принципы и этапы научной дискуссии.

          Как форма открытого диалога – спора дискуссия была нормой коммуникации между представителями одной и той же и разных научных школ Древней Греции. Искусство спора (эвристика) представлялось античным ученым особой возвышенной формой общения ученых и формой обучения и воспитания. Метод дискуссий, публичных споров стал сердцем античной натурфилософии. Представление о дискуссии связывалось с любовью к истине, с нравственным и духовным самосовершенствованием.

          Содержание и методы дискуссии неоднозначны. Они историчны, имеют определенные национальные особенности.

          Основные аспекты этого важного вопроса разработаны в целом цикле работ профессора И.М. Сидоровой. [42]

          Исторически значимой и непреходящей формой дискуссии является диалог. Диалогу сопутствует диалектика, как искусство ведения спора. Главная цель диалога – выявление истины через столкновение противоположных мнений. Диалог – цепочка проблемных ситуаций, в которой следует найти единственно верное звено. На основе диалога строилось обучение в школе Сократа и академии Платона. Диалоги Сократа направлены против попыток канонизации каких-либо идей и личностей.

          Для средневекового ученого – единственный источник истины – Библия и учение Аристотеля. Ученый выступает как интерпретатор известных истин, суть познания – распознать истину в Священном писании и трудах деятелей церкви. Дискуссия становится искусством рассуждения спором о бесспорном.

          Первой попыткой разорвать сложившиеся средневековые стереотипы мышления сделал Г. Галилей в своей книге «Диалог и двух системах мира». Для пропаганды идей Коперника он использует в изложении форму диалога между двумя учеными Симпличио и Сальвиати. В диалоге присутствуют элементы взаимопонимания и взаимопомощи.

          Реальные научные дискуссии могут включать в себя отрицательные элементы: идеологическое давление, общественные предрассудки, склоки.

          История науки нашей Родины имеет печальные, но и поучительные примеры на этот счет. Так в 40-е, 50-е годы безосновательно генетика была объявлена буржуазной лженаукой, а ученые-генетики подвержены репрессиям. Аналогичная, но менее глубокая патологическая ситуация сложилась и с кибернетикой, когда «отцы» нашей идеологии в 60-е годы подвергли обструкции эту науку, без которой мы не мыслим сегодняшний день.

          Наука – это открытая система; без свободы критики, многообразия мнений ее нет, и высшей формой соприкосновения идей является дискуссия. Задача дискуссии как диалога культур – синтез новой теоретической реальности.

3.9 Математика – язык и логика науки.

Математика и практика научного творчества

          Возникнув на основе приземленных, прагматичных потребностей человека в сфере простого общения, элементарного обмена информацией и решений простейших экономических ситуаций, математика стала той областью человеческой культуры, на которой зиждется вся цивилизация. Уже в Древней Греции благодаря милетской, пифагорейской и платоновской школам математика была возвышена до уровня божественного Провидения. Ее особая миссия связывалась рациональным устройством Природы и совершенно естественно, что во всех поколениях ученых всех времен и народов математика отнесена к категории возвышенного. Читая открытую книгу Природы, человек смог в образах математики отобразить, понять логику ее жизни, движения и развития.

          Образы и понятия математики не знают языковых барьеров. Математика в этом смысле интернациональна, можно не владея в совершенстве иностранным языком понять суть излагаемой проблемы.