Основные методы теоретического познания, страница 12

,

где                                                  .

          Подстановка  в критериальную зависимость для К приводит к выражению:

,

где  –  критическое значение комплекса К;  – безразмерный симплекс, определяющий геометрическое подобие.

          Комплекс  образован с помощью трех критериев и поэтому сам является критерием подобия. Он определяет в конечном итоге качество отливки и его целесообразно таким образом отнести к критериям качества и по предложению профессора В.В. Чистякова его называют критерием шлакообразования.

          Вероятность образования вторичных шлаков в каналах литниковой системы и рабочей полости формы может быть оценена сравнением действительного значения критерия К с его критической величиной. Вспенивание расплава отсутствует при .

3.5 Основныетипы проблемных ситуаций

          Исследовательский процесс как форма высшей духовной деятельности человека ставит своей целью познание жизни и по характеру своему он связан с проблемой выбора. В истории познания изначально возник вопрос об отношении к противоречию. Противоречие как феномен не просто отношение в формальной логике. Оно имеет объективную природу, являясь выразителем всеобщности связи и развития.

          Можно выделить несколько типов проблемных ситуаций, связанных со стратегией разрешения противоречий.

          Ситуации антиномий. Эта проблемная ситуация наблюдается в тех случаях, когда обе противоположности присутствуют одновременно. В центре ситуации антиномии лежит соединительная конъюнкция типа «есть и не есть». Исторически люди сталкивались с подобной ситуацией. Структуры типа антиномии являются образцом логики мудрости: «Все в мире устойчиво и неустойчиво» (Будда); «Летящая стрела покоится» (Зенон Элейский); «Мир конечен и бесконечен» (Кант).

          Традиционно в рамках формальной логики ситуация противоречий разрешалась по принципу «или – или». Ситуация антиномии может быть разрешена только в рамках диалектической логики «и – и», т.е. и то, и другое одновременно.

          Практика научных исследований показывает, что с проникновением вглубь материи стратегия поиска по схеме «или – или» становится все более и более недостаточной. Классическими примерами соединения несоединимого являет собой корпускулярно волновой дуализм излучения и частиц материи. Констатируя дуализм, мы вынуждены, применяя стратегию разрешения диалектического противоречия, принять концепцию «и – и» и отказаться от привычных механических моделей, которые просты, наглядны и понятны. Говоря об антиномии, Гегель в «Науке логики» пишет: «... Ни одно из этих определений, взятое отдельно не истинно, а истинно лишь их единство».

          Ситуация парадоксов. Типичная ситуация такого типа возникает тогда, когда в ситуацию противоречия вводится рассуждение, в котором отрицание одной противоположности оказывается ее утверждением, а утверждение – наоборот – отрицанием. В качестве классического примера приведем парадокс Эвбулида. Если некто говорит: «Я  лгу», – то он и лжет, и говорит правду? Если этот человек лжет, то он говорит правду, а если говорит правду, то он лжет. Ситуация парадоксов отражает сложную структуру человеческого мировоззрения и мысли. Разрешение ситуации парадоксов – это творческое видение мира.

          В качестве примера рассмотрим парадокс Гиббса. Пусть мы имеем ящик, разделенный убирающейся без совершения работы перегородкой на две равные части, содержащие равные порции газа при одинаковых значениях температуры и давления. Энтропия S одной порции идеального газа равна