Основные понятия навигации. Магнитный компас. Элементы земного магнетизма. Магнитное склонение. Гирокомпас и его использование. Контроль за работой компасов в море, страница 17

Момент прихода в заданную точку лучше фиксировать по заранее рассчитанному ОЛ, т.к. скорость судна при одной и той же частоте винта зависит от ветра и волнения.

Исполнительная прокладка должна вестись:

·  На картах самого крупного масштаба

·  Непрерывно с момента выхода судна из порта до прихода в другой порт

·  Тщательно, с учётом всех возможных отклонений судна от курса

·  Последовательно, с переходом от одной точки к другой, не упуская любой возможности проконтролировать место судна обсервацией

·  Аккуратно и чисто

Для ведения прокладки штурман использует показания компаса, лага, РЛС и т.д., прокладка ведётся при помощи параллельной линейки, транспортира, протрактора и т.д. остро заточенным твёрдо-мягким карандашом. Все лишние линии стираются.

Графическое счисление без учёта ветра и течения.

                       Если отсутствуют ветер и течение, то, проложив на карте линию истинного курса от исходной точки, будем иметь направление фактического перемещения судна. Необходимо помнить, что это справедливо только в том случае, когда поправка компаса известна точно, а рыскание судна (зависит от мастерства рулевого и внешних воздействий на судно) незначительно и симметрично относительно курса. Линия курса проводится простым карандашом, толщина её должна быть равной толщине меридианов и параллелей. Над линией или под ней на расстоянии приблизительно 5 мм указывается значение  ГКК, КК и поправок магнитного и гирокомпасов.

10.20

36.2

 

Далее рассчитывается пройденное по лагу расстояние  и откладывается от исходной точки по направлению истинного курса. Полученная счислимая точка обозначается на карте штрихом длиной около 5 мм, перпендикулярным линии ИК и симметричным относительно неё. Если место судна при этом не уточняется обсервацией, то возле счислимой точки ставится судовое время с точностью до минуты и отсчёт лага с точностью до 0.1 в виде дроби. Дробная черта при этом проводится по линейке параллельно параллели. Если величина ОЛ  больше 100, то сотни отбрасываются. Если место судна уточняется обсервацией, то время и отсчёт лага ставятся у обсервованной точки. Обратная задача решается, если необходимо задать курс рулевому и рассчитать время прихода в заданную точку. В этом случае от исходной точки прокладывается линия предстоящего движения судна, а курс и расстояние, которое необходимо пройти, снимаются с карты. По ним рассчитываются компасные курсы и расчётное показание лага в момент прихода в следующую точку. При отсутствии ветра и течения снятое с карты направление и будет представлять собой ИК. Используются следующие формулы:

Расхождение между счислимым и обсервованным местом на один и тот же момент называется невязкой. Невязка обозначается на карте следующим образом: линия пути судна продолжается от руки на небольшое расстояние от счислимого места, пересекается и далее продолжается волнистой линией к обсервованному месту судна. В судовом журнале она обозначается буквой С, имеет направление – от счислимого места к обсервованному, записываемое целым числом градусов, и величину, записываемую через дефис и измеряемую в милях и десятых долях мили. Например: . Обсервованное место на карте обозначатся специальным значком, в зависимости от метода, использованного при проведении обсервации, согласно НШС (кружком, треугольником, двойным кружком с «молнией» и т.д.).

Влияние ветра на движущееся судно.