Основные понятия навигации. Магнитный компас. Элементы земного магнетизма. Магнитное склонение. Гирокомпас и его использование. Контроль за работой компасов в море, страница 16

1.  Путём графических построений на карте с использованием штурманских прокладочных инструментов – графическое счисление.

2.  Путём расчёта координат судна по формулам и таблицам – письменное (аналитическое) счисление.

                       Совокупность всех графических работ по учёту и контролю движения судна, производимых на карте с целью обеспечения безопасности плавания, называется навигационной прокладкой. Прокладка может быть предварительной и исполнительной. Предварительная выполняется капитаном или, по его указанию, одним из штурманов. При этом путь судна определяется, исходя из двух условий:

·  Обеспечение безопасности плавания

·  Экономические показатели перехода, в большинстве случаев требующие сокращения затрат времени на переход.

Требования безопасности и экономики зачастую противоречат друг другу, поэтому, правильный выбор пути является одной из важнейших и сложных задач судовождения. При этом необходимо тщательно анализировать и учитывать условия плавания. Выбранный путь наносят на карты с указанием точек и ориентиров для поворота. При графическом счислении контроль за положением судна ведётся с помощью обсерваций. Обсервованное место судна наносится на карту с помощью графических построений и дальнейшее счисление в большинстве случаев ведётся от этого места. Ведение исполнительной прокладки обязательно на всех судах. Задача судоводителя при этом сводится к обеспечению движения судна по намеченному пути и контролю за этим движением. Графическое счисление заключается в систематическом нанесении положения судна на карту по направлению его движения и пройденному расстоянию на основе показаний компаса и лага, а также данных о течении и дрейфе. Начальная точка счисления должна быть известна (обсервована). Место, полученное по счислению, называется счислимым. Контроль прокладки производится путём измерения различных навигационных параметров (расстояний, пеленгов, разности расстояний, горизонтальных углов, высот светил и т.д.) и получения обсерваций по двум, трём и более линиям положения. Место, полученное по результатам наблюдений навигационных ориентиров, называется обсервованным. Счисление пути судна должно быть непрерывным, наглядным и точным, т.е. должно давать штурману возможность в любой момент видеть нанесённое на карту положение судна относительно окружающей обстановки с точностью, обеспечивающей безопасность плавания. Условием обеспечения непрерывности является автономность и непрерывность работы ТСС, используемых для прокладки. Все надписи на карте делаются чётким чертёжным шрифтом, чтобы любая из них читалась при слабом освещении. Никаких посторонних записей и расчётов не должно быть. Все графические работы на карте состоят из отдельных элементарных задач, выполнение которых должно быть отработано у штурмана до автоматизма: снятие координат точки или нанесение её на карту по координатам, определение и прокладка направлений (курсов и пеленгов), измерение расстояний между точками. Прокладка начинается с момента выхода судна из порта или съёмки с якоря и заканчивается в момент прихода в следующий порт или на следующую якорную стоянку. Штурман обязан в любой момент знать место судна с наибольшей возможной в данных условиях точностью. Наличие на борту лоцмана не снимает со штурмана этой обязанности. При ведении прокладки решаются задачи двух видов: прямая – учёт движения судна, когда курс рулевому уже задан и отслеживается линия пути судна (ИК=КК+ΔМК=ГКК+ΔГК, затем – учёт влияния ветра и течения) и обратная – когда имеется линия пути, по которому необходимо провести судно, а необходимо - определить и задать рулевому компасный или гирокомпасный курс. Положение судна в море определяется обязательно при смене вахт, курса и скорости. При плавании вблизи берегов одним курсом рекомендуется определять место судна не реже одного раза в час, а в открытом море – не реже одного раза в 2 часа. Подробнее – о порядке ведения исполнительной прокладки  (формулы для учёта сноса, дрейфа, вычисления пройденного расстояния, обозначения обсервованных мест, невязки и т.д.).