Основные понятия навигации. Магнитный компас. Элементы земного магнетизма. Магнитное склонение. Гирокомпас и его использование. Контроль за работой компасов в море, страница 13

Критерием качества карты служит, прежде всего, источник, на базе которого она составлена (по работам более поздних гидрографических экспедиций – более точные).

Недостоверные изобаты даны пунктиром. На картах даны поверхностные грунты, которые могут скрывать каменистую основу. Береговые средства навигационного обеспечения, плавучие маяки и навигационные ориентиры наносятся с предельной точностью масштаба. Плавучие знаки обычно не служат опорными пунктами для определения места судна и их наносят с меньшей точностью.

Степень доверия к МНК.

Зависит от:

1.  даты составления карты (чем позже, тем лучше).

2.  масштаба (чем крупнее, тем лучше).

3.  подробности промеров глубин (хорошо, если глубины нанесены часто и равномерно. Если где-либо глубина не нанесена, это означает только то, что она там никогда не измерялась и не обязательно достаточна для плавания. См. окружающие глубины и берег).

4.  рельефа дна (плавный рельеф с равномерным изменением глубин наиболее благоприятен для судоходства. Резкие изменения глубин и наличие банок с отличительными глубинами могут означать наличие в данном районе опасностей, не обнаруженных промерами).

5.  характера грунта (сложный рельеф дна обычно образуется скалистым грунтом. В этом случае можно ожидать наличия отдельных каменных глыб или скал, значительно ограничивающих глубину. Резкие скачки глубин на величину более 10 м могут означать наличие на дне валунов. Песчаный грунт, особенно в устьях рек, может смещаться под действием течений, что приводит к изменению очертаний банок и фарватеров и т.д.).

Практика судовождения выработала ряд рекомендаций по использованию карт:

1.  Пользоваться картой самого крупного масштаба (в пределах разумного), составленной по последним данным.

2.  Если белое пятно на карте расположено в окружении больших глубин, можно считать глубину там достаточной и наоборот.

3.  Заходить за 20-метровую изобату без особой необходимости не рекомендуется.

4.  Если в сведениях, приведённых на карте и в лоции, имеются расхождения, то следует принимать во внимание сведения, полученные с карты самого крупного масштаба.

5.  Перед тем, как пользоваться картой, необходимо прочесть все имеющиеся на ней надписи.

6.  Перед рейсом необходимо произвести подъём карт:

·  Привести склонение к году плавания

·  Обозначить дальность видимости маяков с высоты мостика дугами окружности

·  Нанести опасные секторы и ограждающие линии положения

·  Отметить приметные пункты из лоции, приметные участки берега и ориентиры, хорошо видимые на экране РЛС

·  Нанести элементы постоянных и приливо-отливных течений на ожидаемый момент прихода в данный район

·  Наметить курсы, по возможности - в соответствии с приведёнными рекомендуемыми путями или створными линиями. Обозначить ориентиры, пеленги и дистанции до них в точках поворотов. При движении в узкостях – параллельные индексы для РЛС.

·  Рассчитать КК и ГКК

·  Рассчитать скорость движения и ЕТА прибытия в точки поворотов

·  Определить участки, прохождение которых в ночное время и в условиях ограниченной видимости нежелательно

·  Для затруднительных участков нанести ограждающие изолинии и сетки изолиний.

Для построения:

, где - длина главной параллели в экваториальных милях (берётся из картографических таблиц).

Длина горизонтальной рамки в мм:

Длина вертикальной рамки в мм:

Расстояние до соответствующей параллели:

·  От нижней рамки карты

·  От верней рамки карты

Расстояние до заданных меридианов:

·  От западной рамки карты

·  От восточной рамки карты

Промежуток практически постоянного масштаба: , где

 - знаменатель частного масштаба в широте  - широте ближайшей к полюсу рамки карты (формула выведена профессором В.В. Каврайским после специального исследования).

Частный масштаб для заданной параллели: , где

- модуль параллели.

Т.о. строится координатная сетка, а затем:

·  Съёмка местности (координаты точек, промеры глубин).