Основные понятия навигации. Магнитный компас. Элементы земного магнетизма. Магнитное склонение. Гирокомпас и его использование. Контроль за работой компасов в море, страница 15

Для этого из точки А по горизонтальной линии AL откладывают отрезки АВ и ВС, равные изображению одной экваториальной мили, т.е. – единицы карты е. Из точки А проводится прямая АМ под углом φ к прямой AL. В точках В и С восстанавливаются перпендикуляры. Полученные отрезки  и  являются изображениями Меркаторской мили в широте φ.

Классификация морских карт.

                       Морские карты и другие навигационные пособия издаются ГУНИО МО. Морские карты издаются лавным образом в Меркаторской проекции и по своему назначению подразделяются на 3 вида:

1.  Навигационные, предназначенные для ведения счисления пути и определения места судна в море.

2.  Специальные, предназначенные для решения задач судовождения при использовании особых технических средств (радионавигационные), карты-сетки для плавания по ДБК.

3.  Вспомогательные и справочные – карты, выполненные в других проекциях, карты часовых поясов, карты рекомендованных путей, грунтов, элементов земного магнетизма и т.д.

В зависимости от масштаба навигационные карты подразделяются на:

Генеральные (масштаб 1 : 500 000 – 1 : 5 000 000), служащие для общего изучения района плавания, предварительной прокладки и различных расчётов, связанных с предстоящим рейсом. На них указываются лишь важнейшие маяки, имеющие большую дальность видимости, навигационные опасности, расположенные на значительном удалении от берегов

Путевые (масштаб 1 : 50 000 – 1 : 500 000), служащие для обеспечения плавания вдоль побережья, а иногда – и вне видимости берегов. На них ведётся исполнительная прокладка, наносятся обсервации. На таких картах нанесены все маяки и знаки, обслуживающие плавание вдоль побережья, все навигационные опасности и плавучие средства их ограждения.

Частные (масштаб 1 : 25 000 – 1 : 50 000), служащие для обеспечения плавания в непосредственной близости от берега. Представляют собой более подробные путевые карты. На них также ведётся прокладка и выполняются обсервации. Здесь нанесены все маяки и знаки, включая внутренние рейдовые и портовые огни, навигационные опасности и плавучие средства ограждения.

Планы (масштаб 1 : 1 000 – 1 : 25 000), служащие для изображения акваторий портов, рейдов, якорных мест и т.д. На них нанесены все без исключения навигационные опасности и их ограждения.

Справочные и вспомогательные карты используются при выборе пути судна, для расчётов плавания по ДБК и для получения различной справочной информации. Карты, как и другие пособия для плавания имеют номера, называемые адмиралтейскими (см. выше).

Карты ВВП

                       Представляют собой изображения участка ВВП и прилегающей полосы берега, составленные на основе гидрографических работ. Для второстепенных ВВП (например – притоков с нерегулярным судоходством) составляются схемы судового хода. Для плавания по крупным озёрам карты – в Меркаторской проекции, остальные – в проекции Гаусса. Существуют  карты низовьев рек (Северная Двина) и некоторых водохранилищ (Рыбинское) выполненные в Меркаторской проекции. Карты ВВП по содержанию представляют из себя схематизированный вид водного пути. Их составляют на основе топографических карт, аэрофотосъёмки, промеров перекатов.С целью унификации карт смежных речных бассейнов европейской части России было принято решение об издании Атласа ЕГС. Первый полный атлас издан в 1972 году. Включает в себя 10 томов.

Счисление пути судна. Виды счисления. Элементы счисления. Навигационная прокладка. Графическое счисление без учёта внешних факторов. Дрейф судна. Определение и учёт угла дрейфа при графическом счислении. Предвычисление угла дрейфа.

                       Учёт перемещения судна из точки, принятой за начальную, с целью определения координат или нанесения его места на карту называется счислением пути судна. Оно ведётся для того, чтобы в любой момент можно было указать предполагаемое место судна. Счисление производится двумя способами: