Диагностические и критериально-ориентированные тесты, страница 8

         Некоторые тесты сочетают критериально-ориентированный подход с нормативно-ориентированными .интерпретациями. Примерами служат тесты элементарного опыта (ТОВЕ) и тесты элементарных понятий Боема. Первый рассчитан на более широкое применение и состоит из довольно разнородных заданий, сгруппированных на каждом уровне в 4 теста. В то же время тест Боема имеет более точно адресованное применение. По замыслу автора этот тест предназначался для определения знайий учащимися первых классов часто употребляемых элементарных понятий, относительно которых предполагается, иногда ошибочно, что дети к моменту поступления в детский сад или 1 класс школы уже с ними знакомы. Каждая из двух эквивалентных форм теста Боема содержит 50 заданий, распределенных на тесты: пространство (местонахождение, направление, ориентация, измерение), количество (включая числа), время и смешанный. 4 типичных задания приведены на рис. 69.

         Хорошо разработанная система записи облегчает оттенку выполнения теста как отдельными детьми, так и группой (классом) относительно суммарных показателей (нормативно-ориентированных), а также индивидуальных заданий (критериально - ориентированных). Частично эта система записи данных воспроизведена на рис. 70. По каждому заданию дается ключевой признак понятия и буква, относящая это понятие к более общей категории. Каждая колонка показывает выполнение тестов ребенком, чье имя написано в верхней части формы для записи результатов. Суммарный показатель ребенка и процентиль приводятся в нижней части колонки. Горизонтальные ряды позволяют подсчитать для каждого задания процент детей в группе, давших правильный ответ. Для сравнения в руководстве по каждому заданию приводится процент выполнивших его в выборке стандартизации детей из семей с высоким, средним и низким социоэкономическим уровнем (группы детского сада и 1 — II классов школы). В руководстве также даются рекомендации по корригирующему индивидуальному и групповому обучению.

         Некоторые из понятий, оцениваемых как тестом Боема, так и тестом элементарного опыта (TOBE), напоминают представления (концепты) шкал Пиаже. С более непосредственным использованием методов Пиаже связаны тесты индивидуально предъявляемых серий, рассмотренных Дж. Хантом и Г. Кирком (J. МсЧ. Hunt, G. Е. Kirk, 1974). Хотя эти серии тестов до сих пор еще не опубликованы, они достаточно полно описаны авторами, характеризующими их как пример применимости методик Пиаже для определения готовности ребенка к школе. Тестируются такие понятия, как цвет, положение, форма и число. Степень овладения ими определяется через восприятие, способность слу-шать и понимать сказанное. Например, ребенок выбирает среди предметов тот, который совпадает по форме с исходным, повторяя действия экспериментатора; реагирует на называемые экспериментатором формы, дотрагиваясь до предмета, имеющего такую форму, или же подавая его экспериментатору, или как-то иначе обозначая этот предмет; называет указываемые экспериментатором формы. Затем тестируется способность ребенка устно сообщать эти понятия другому ребенку. Предварительные исследования выявили заметные различия между выполнением этих тестов культурно неразвитыми детьми, занимающимися по программе опережающего обучения, и детьми из семей среднего класса, занимающимися по программе подготовки к школе. Эти факты подтверждают гипотезу о том, по дети из тех или иных социоэкономических слоев к моменту поступления в школу существенно различаются в степени владения элементарными когнитивными навыками.

         На принципах Пиаже построены также тесты “Давайте посмотрим на ребенка”, сочетающие в себе оцбнку и программу обучения. Тесты разработаны при участии Службы тестирования в образовании. В 1965 I была создана совместная программа Службы тестирования в образовании и Совета по образованию г. Нью-Йорка, предназначенная для первоклассников. Затем программа была расширена и теперь охватывает детей от додетсадовского возраста до учеников Ш класса. “Давайте посмотрим на ребенка” — весьма гибкий тест, включающий несистематизированные методики и материалы, и может использоваться как целиком, так и по частям. В принципе тест создавался как вспомогательное средство для педагога, непрерывно день за днем наблюдающего, осмысляющего, оценивающего и поощряющего интеллектуальное развитие детей. Функции педагога являются неотъемлемой частью этого теста.