Диагностические и критериально-ориентированные тесты, страница 2

пления по отдельным группам, колебалась в пределах от 0,80 до 0,90. Надежность субтеста на скорость чтения, определенная методом взаимозаменяемых форм для уровня II, равнялась 0,72. Взаимокорреляции субтестов заметно меняются в зависимости от конкретных тестов и снижаются в тестах для старших классов. Для уровня II медианные корреляции колеблются в диапазоне от 0,40 до 0,50. Совместные. данные по коэффициентам надежности и взаимокорреляциям говорят о том, что эти субтесты, повидимому, должны хорошо дифференцировать у индивида навыки чтения.

         Типичной батареей для интенсивного индивидуального обследования, рассчитанной на учеников I-VI классов, является “Анализ трудностей чтения” Даррелла. В тестах Даррелла используются серии отрывков текстов градуированных по степени сложности, набор карточек и тахистоскоп. Показатели оценивают скорость и понимание чтения вслух и про себя, понимания прослушанного материала, быстроту узнавания слова, а также его анализа. В качестве дополнительных включены тесты на правописание и скорость письма. Для неумеющих читать измеряются зрительная память на написание слов, анализ элементов слова на слух, узнавание букв, скорость запоминания слов и понимание прослушанного материала. Все тесты на понимание в действительности предполагают простое умение вспомнить детали прочитанного или услышанного без особого осмысления воспринятого материала. Одним из основных достоинств этой батареи является перечень ошибок чтения, выявленных при обследовании 4000 детей. Батарея больше приспособлена для качественного анализа трудностей чтения. Рекомендации по корригирующему обучению также даются в руководстве к тесту.

         Диагностическое тестирование математических навыков частично связано с теми же методическими проблемами, что и тестирование трудностей чтения. Процедуры тестирования аналогичны уже рассмотренным в области чтения и охватывают типы тестов от коротких групповых тестов, свободных от влияния культур, до интенсивных программ обследования индивида. Но диагностических тестов по математике не так уж много, а официально принятых по этому предмету корригирующих программ обучения значительно меньше, чем в области чтения.

         Станфордский диагностический арифметический тест весьма схож с уже рассмотренным станфордским диагностическим тестом чтения как по способу применения, так и по своему построению. Он также применяется на 4 уровнях, соответствующих 1 — ХШ классам, предполагает групповое тестирование и задает профиль показателей владения конкретными арифметическими. навыками. На рис. 66 приведен профиль показателей ученицы VI класса. На рисунке также даны названия субтестов и типы нормативных преобразований каждого из показателей. Станайн-основной тип используемого показателя, но в суммарных показателях по тестам на арифметические понятия и вычисления используются также классные показатели. Поскольку распределение показателей последнего субтеста сведений о числах достаточно широко, то приводится классификация показателей в виде трех буквенных отметок. Субтест “Сведения о числах” требует быстрого подсчета устно предъявляемых чисел и предназначен для оценки способности ученика помнить элементарные сведения о числах, скажем 4 х 7=28. Одни и те же комбинации чисел используются в соответствующих заданиях на сложение и вычитание, а также на умножение и деление. К примеру, если задание 1 на сложение 8+2=10, то задание 1 на вычитание 10 — 2=8. Такое построение заданий позволяет увидеть, запомнил ученик или нет те или иные числовые связи.

         Принятый график тестирования для уровня II состоит из 7 сеансов, продолжающихся от 15 до 53 мин. Некоторые субтесты предъявляются учителем устно, но весь тест строится на предположении, что испытуемый имеет элементарные навыки чтения. Методические качества теста, такие, как нормы, надежность, взаимокорреляции субтестов, почти те же, что и у станфордского диагностического теста чтения.