Диагностические и критериально-ориентированные тесты, страница 9

         По существу эта методика распадается на два раздела. Из первого раздела теста “Давайте посмотрим на ребенка”, названного “Теоретическое рассмотрение”, читатель получит представление о концепции развития ребенка Ж. Пиаже, о природе и развитии у детей языка и средств общения. Это позволяет понять поведение детей в классе и их реакцию на конкретную процедуру оценивания. Во втором разделе теста “Давайте посмотрим на ребенка”, озаглавленном “От теории к работе в классе”, приводятся методики оценки большинства процессов развития. Обычно эти методики несут в себе и функции обучения, поскольку они позволяют получить данные о формировании соответствующих навыков и представлений. Большинство используемых в тесте материалов имеются в любом классе; особые картинки или карточки приложены ко второму разделу теста. Тесты могут предьявляться индивидуально или же небольшим группам детей. Второй раз- дел содержит также принцип интерпретации ответов детей и поясняющие эти принципы примеры.

Последние достижения в психометрических и психологических исследованиях уровня образования в раннем детстве нашли свое выражение в серии тестов “Цирк”, представляющих собой методики оценки, подготовленные Службой тестирования в образовании для работы с детьми дошкольного возраста (Circus, 1973). Тема цирка, пронизывающая все серии была. выбрана, поскольку- она действительно адресована всем детям, независимо от их пола, расы, места жительства и социоэкономического уровня. Серии в целом состоят из 14 методик для получения ответа ребенка (правда, одна из этих методик предполагает устный ответ и, следовательно, используется только при индивидуальном тестировании), двух опросников, предназначенных для получения оценки ребенка педагогом, описывающим его поведение как в привычных условиях комнаты для занятий, так и во время тестирования. Учитель также дает сведения о семье ребенка, ее образовательном уровне, о классе, школьном окружении, а также о своем собственном окружении, установках и полученном образовании (опросник по социальному окружению). Введение последних трех методик авторы объясняют необходимостью интерпретировать когнитивное развитие ребенка в соответствии с проявляющимися в каждодневном поведении характеристиками его личности, а также на основе окружения, в котором ребенок функционирует и развивается (S. Messik, 1973а).

Ниже приведены несколько примеров из числа 14 методик, рассчитанных на ответы ребенка.

1.Что означают слова: предназначена для оценки словесной восприимчивости ребенка; задача заключается в выборе картинки, которая соответствует данному существительному, глаголу или определению.

2.Как много, сколько: владение количественными понятиями. Пример. “Укажи стаканчик, где больше всего мороженого” (рис. 71).

6.Шумы: ребенок отождествляет картинку с реальными звуками, записанными на магнитофонную пленку. Пример. Плач ребенка, шуршание газеты, капающая из водопроводного крана вода, кваканье лягушки.

8.Как работают слова: умение различать формы глаголов, предлоги, отрицательные и утвердительные частицы, порядок слов в предложении (рис. 71).

10.Говори и рассказывай: в отличие от рецептивных языковых навыков оценивается продуктивность использования языка. Состоит из трех частей:

а) дескриптивное использование. Пример. “Ребенку дают две монетки и просят рассказать все о них: “Предположим, кто-то не знает, что это такое...”;

б) лингвистическая структура. Пример. “Вот дом, вот два...”;

в) сюжетное использование. Педагог показывает ребенку большую цветную картинку, объясняя, что эта картинка из книги сказок, и добавляет: “Я не знаю сказки, котораябыла в книге, и хочу, чтобы ты рассказал ее по этой картинке”.

         Пользующиеся этим тестом могут выбрать любую из представленных в “Цирке” методик. Все части программы предназначены для использования педагогами в комнате для занятий. Предварительная тренировка помогает детям научиться отмечать свои ответы и переходить от одного задания к другому. Выполнение заданий можно описывать в нормативно-ориентированных и в критериально-ориентированных показателях, получаемых как для отдельных детей, так и для группы в целом. Числовые показатели преобразуются и сообщаются в виде выводов о степени развитости конкретных функций поведения ребенка. В руководствах к тестам приводятся также теоретические границы применения каждого теста, что помогает лучше интерпретировать результаты.

А. Анастази Психологическое тестирование т.2, 1982 с. 53-70