Диагностические и критериально-ориентированные тесты, страница 6

         Тесты готовности к обучению обычно применяются при поступлении в школу. Хотя эти тесты весьма похожи на тесты интеллекта для начальных классов, но в них больше внимания уделено способностям, играющим важную роль при обучении чтению. Кроме того, определенное место отводится выявлению усвоенных числовых представлений и сенсомоторного развития, необходимого при обучении письму. Среди конкретных функций часто проверяется способность к зрительным и слуховым различениям, сенсомоторный контроль, понимание на слух, словарный запас, количественные понятия и общая осведомленность.

         Широко используемой батареей является национальный тест готовности (MRT). В издании 1976 г. эта батарея имеет два уровня, один для младшей и средней групп детского сада, и другой для старшей группы и первоклассников. Оба уровня предъявляются устно и предполагают, что ребенок может как-то отметить свой ответ в тестовой тетради. Тренировочная тестовая тетрадь предназначается для ознакомления ребенка с используемыми в тестах материалами и процедурами. Уровень II состоит из следующих 8 тестов, из которых последний не является обязательным.

1.Начальные согласные: ребенку показывают 4 картинки из тестовой тетради, одновременно экспериментатор называет каждую из них, затем ребенок отбирает ту картинку, где название начинается с того же звука, что и слово, произнесенное экзаменатором, но не изображенное на картинках (рис. 68).

2.Звуко-буквенные соответствия: каждое задание состоит из картинки и 4 букв; после того как экспериментатор называет картинку, ребенок выбирает букву, соответствующую звуку, с которого начинается название картинки.

3.Зрительное сопоставление: требуется подобрать к изображению, начинающему ряд, одно из последующих 4 изображений. Это могут быть не являющиеся словом серии букв, слова, числа, буквообразные фигуры (искусственные буквы).

4.Поиск образцов: предназначен для оценки способности увидеть данное сочетание букв, слов, цифр или буквообразных фигур в более крупных их группировках; ребенок должен воспринять зрительный стимул, затем обнаружить его в качестве части, входящей в отвлекающее внимание окружение (рис. 68).

5.Школьный язык: проверяется понимание ребенком основных и производных грамматических структур, а также языковых понятий, изучаемых в школе. Пример. “Отметь картину, на которой изображена машина, идущая перед поворачивающим за угол грузовиком.

6.Слушание: проверяется понимание смысла слов и структура устно предъявленных отрывков текста; в некоторых заданиях требуется сделать выводы.     

7.Количественные понятия: проверяется знание основных понятий математики для начальных классов, таких, как размер, форма, положение и количество…

8.Количественные действия (необязательно): оценивается владение ребенком счетом и простыми математическими действиями.

         Показатели обоих уровней национального теста готовности могут преобразовываться в станайны. Нормы получены на репрезентативной национальной выборке, состоявшей приблизительно из 100000 детей детского сада и первоклассников. Надежность, определенная методами расщепления и взаимозаменяемых форм, достаточно высока. Вполне понятно, что в основном тесты готовности дают сходные результаты с тестом интеллекта для начальных классов. В некоторых исследованиях ранних изданий MRT были получены корреляции с групповыми тестами интеллекта, близкие к 0,70. Тем не менее присопоставлении с показателями проведенного в конце учебного года теста достижений тесты готовности постоянно давали более высокую по сравнению с тестами интеллекта (Неопубликованные данные по NRT и другим тестам готовности получены Блайс К. Митчелл из Харкорт Брейс Джованович инкорпорейшн (сообщено автору в июле 1974 г.).

         Поскольку тесты готовности специально разрабатывались для оценки опознаваемых необходимых навыков, то вполне понятно, почему они лучше предсказывают школьные достижения, чем ориентированные более широко тесты интеллекта.