Диагностические и критериально-ориентированные тесты, страница 5

         Процентильные нормы даны для учащихся, начинающих изучать язык в IX — ХI классах, или на 1 курсе колледжа, а также для армейских и гражданских служащих, занимающихся интенсивным изучением иностранного языка. Но по большей части нормативные выборки малочисленны и не поддаются сравнению по уровням классов. Коэффициенты надежности, определенные методом расщепления как для всего теста, так и для короткой его формы; достаточно высоки,в большинстве своём превышают 0,90. Данные по прогностической валидности для колледжей и групп старшеклассников выглядят многообещающе. На стадии экспериментальной разработки этот тест специально проверялся на эффективность в предсказании успешного окончания курсов интенсивного обучения иностранному языку, типа проводимых Институтом при государственном департаменте иностранных дел в военно-воздушных силах и в армейской школе языков. Упрощенную форму этого теста можно применять в Ш — VI классах школы.

         Для тех же целей пригоден тест языковых способностей Пимслера, рассчитанный на VI-XII классы. Суммарный показатель этого теста включает сумму весов показателей четырех субтестов, среднюю годовую оценку учащегося по всем учебным предметам, кроме иностранного языка, и самооценку им своего интереса к изучению иностранного языка. Четыре субтесга измеряют словарный запас по английскому языку, способность определить в искуственно построенном языке грамматические функции окончаний, порядок слов в предложении, а также уметь их применить (рис. б7), способность выучивать новые фонетические звучания и узнавать их в разных контекстах и, наконец, способность соотносить звуки с их символическим написанием. Инструкции для всех тестов и задания двух  последних тестов записаны на магнитофонной ленте.

         Процентильные нормы и станайны получены для учащихся, тестировавшихся в начале учебного года в VII-1Х классах, и для учащихся после первого года изучения французского или испанского языков. Каждая нормативная выборка включала от 1000 до 3000 учащихся, представлявших от 5 до 13 штатов. Нормы получены для суммарных показателей, а также для вербальных и слуховых показателей, каждый из двух последних представляет собой сумму показателей двух субтестов. Коэффициенты надежности, найденные методом расщепления теста, были близки к 0,80 и получены для суммарных показателей по каждому классу, входившему в нормативную выборку. Приводятся также некоторые данные о высокой корреляции с итоговыми оценками по этому предмету и показателями теста достижений. Но скорее всего, части батареи в различных сочетаниях могли бы предсказать разные аспекты владения языком, скажём понимание на слух, умение говорить, читать и писать.

ОЦЕНКА УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ

         С 1970 г. опубликовано множество методик для измерения уровня обученности маленького ребенка, оказавших определенное влияние на изучение природы обучаемости и ее значимости для общего развития ребенка. Исследование когнитивного развития в раннем детстве, отработка развивающих программ для дошкольников, а также повсеместный интерес к влиянию культурной неразвитости на способность ребенка учиться в школе приобретают все большее значение. Метод Пиаже и критериально-ориентированные тесты были использованы в недавно разработанных методиках. Некоторые из этих тестов предназначались главным образом для измерения результатов уровня обученности в раннем детстве, т.е. представляли собой тесты достижений. Другие же разрабатывались как прогностические методики, или тесты способностей, для оценки готовности ребенка к обучению в 1 классе школы. Но эти два типа методик незаметно объединились, и каждая из них. обычно может выполнять обе задачи.

         Готовность ребенка к Обучению в школе в сущности означает овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального освоения школьной программы поведенческими характеристиками. Эти предпосылки, названные Дж. Хантом и Г. Кирком (J. .Hunt, G. Е. Kirk, 1974) “вводными навыками”, необходимы ребенку для того, чтобы справиться с ситуацией обучения, когда он поступает в I класс. В то же время готовность в значительной степени связывается с физической развитостью ребенка. Несомненно, определенный минимум физического развития облегчает усвоение некоторых предметов. Если ребенок не в состоянии различать звуковые сочетания, он не сможет научиться говорить обычным способом; без хорошей двигательной координации он не сможет писать. Однако большая часть школьной программы связана с сенсомоторным развитием не столь непосредственным образом. В овладении школьным образованием все большее место отводится предшествующему обучению. Основной акцент теперь делается на иерархическом развитии знаний и навыков, а это значит, что освоение простых понятий позволяет ребенку овладеть в последующие годы более сложными понятиями.