Правовая природа исполнительного производства. Участники исполнительного производства. Акты судебных органов, подлежащие исполнению. Сроки в исполнительном производстве. Штрафы и иные санкции, страница 3

В то же время в судебной практике рассмотрение исполнительного производства как возможной завершающей части юрисдикционного процесса, позволяет классифицировать участвующих в исполнительном производстве лиц по целевой направленности их деятельности и роли, выполняемой ими, при выполнении исполнительных документов, на следующие группы:

1.  Органы принудительного исполнения

2.  Суды общей юрисдикции и арбитражные суды

3.  Стороны исполнительного производства

4.  Другие участники исполнительного производства – также может присутствовать разделение группы на две подгруппы.

4.1 Органы, исполняющие требования

4.2 Лица, содействующие процессу исполнения.

Вторым критерием являются процессуальные особенности и правовое положение лиц, участвующих в процессе исполнения. Группы:

1.  Органы исполнения

2.  Заинтересованные в процессе исполнения лица

3.  Лица, обязанные исполнить требования документа (в зависимости от принадлежности к правовой школе, они будут называться либо участники (Питер), либо стороны (МГУ, Треушников) ).

4.  Иные участники исполнительного производства, куда относятся те субъекты, которые не попадают под определение заинтересованности и обязанности.

Третий критерий – в зависимости от степени воздействия на процесс исполнения.

1.  Органы государственной власти, участвующие в процессе исполнения

1.1  Собственно органы исполнения (судебный пристав-исполнитель)

1.2  Органы исполнительной власти, выдавшие исполнительный документ

2.  Участвующие в исполнительном производстве лица

2.1  Стороны

2.2  Лица, содействующие исполнительному процессу (переводчики, свидетели)  

Органы исполнения

В доктрине они всегда характеризуются с позиции государственных служащих, входящих в службу судебных приставов органов юстиции РФ. При определении ее субъектной принадлежности определяют специфику выполняемой ими функции, которая в силу закона возлагается только на судебного пристава-исполнителя как должностное лицо. Поэтому с точки зрения судебной практики корректно называть в качестве органа исполнения только фигуру судебного пристава-исполнителя. Правовой статус судебного пристава-исполнителя определяется тремя признаками.

1)  Определение его как процессуально самостоятельного и относительно независимого лица, действующего на основании ФЗ «Об ИП». Поэтому в процессуальных документах этого субъекта ссылка всегда на ФЗ «Об ИП».

2)  Судебный пристав-исполнитель принимает решение от своего имени, которое облекается в форму постановления, а в определенных случаях в силу прямого указания закона – иные процессуальные акты, при условиях их непосредственного влияния на динамику исполнительного процесса.

3)  Юридические действия судебного пристава-исполнителя являются самостоятельным объектом обжалования вышестоящим должностным лицам или в судебном порядке.  Порядок организации и деятельности судебных приставов-исполнителей определяется ФЗ «О судебных приставах», в содержании которого сказано, что служба судебных приставов входит в состав МинЮста РФ и ее организация и соподчинение выстроено в вертикальном порядке. Во главе стоит Главный судебный пристав-исполнитель РФ. Когда обжалование в суд целесообразно указать и минюст, и казначейство соответствующего уровня. 

  Государство предъявляет к судебному приставу-исполнителю определенные требования, в них напрямую закреплен его статус как должностного лица. При этом требования условно можно разделить на две большие группы.

1)  Требования формального характера: возрастной ценз, обладание средним или полным общим или средним специальным образованиям, а также состояние здоровья.

2)  Специальные признаки (материальные): требования к кандидату на должность старшего судебного пристава-исполнителя – наличие высшего юридического образования, наличие у кандидата деловых и личностных качеств, которые определяются посредством соответствующих испытаний.

Как единый орган служба судебных приставов включает в состав две группы

- сам судебный пристав-исполнитель, их задача – принудительное исполнение документов.