Описание конструкции балочных пролетных строений со сплошными стенками, страница 6

Обеспечить минимальную металлоемкость пролетных стро­ений с ездой понизу возможно за счет оптимальной по весу балочной клетки. Единственным ее фиксированным парамет­ром является пролет поперечной балки. Количество продоль­ных балок и их пролет (определяющие шаг поперечных балок и нагрузку на них), в принципе, произвольны, т.к. поперечные

балки могут крепиться к главным балкам в любом месте. При этом стремятся к минимальной строительной высоте балочной клетки, которая ограничена допустимым прогибом балок. По минимуму высоты преимущество имеет проезжая часть с распо­ложением продольных и поперечных балок в одном ярусе, хотя по сравнению с двухъярусной клеткой это создает конструк­тивные сложности.

При увеличении шага поперечных балок возрастает пролет и соответственно масса металла продольных балок, но снижа­ют число и масса металла поперечных балок. С уменьшением шага наблюдается обратный процесс. Таким образом, можно найти оптимальный по минимуму массы балочной клетки шаг поперечных балок. Эта задача была решена Н.С. Стрелецким еще в 20-х гг прошлого века.

Мостовое полотно, устраиваемое на балочной клетке, мо­жет быть любого типа: как безбалластное, так и с ездой на балласте, с присущими каждому типу достоинствами и недо­статками, о которых говорилось выше. В типовом проекте пролетных строений с ездой понизу, разработанном Гипротрансмостом в 1967 г., принято безбалластное мостовое полот­но с ездой на деревянных поперечинах или железобетонных плитах. Проект также включает серию балок длиной 18,2; 23; 27 и 33,6 м (см. табл. 3.1). Относительная высота главных балок при езде понизу принимается несколько большей, чем при езде поверху — (1/9...1/13) / , но строительная высота hсостав­ляет всего 0,82...0,84 м. Для примера на рис. 3.17 показаны фрагменты пролетного строения пролетом 18,2 м.

Поскольку в рассматриваемых строениях высота главных балок и строительная высота независимы, главные балки можно выполнять произвольной высоты из углеродистой, относи­тельно малопрочной, но дешевой стали. Так и поступили авторы типовой конструкции, применив сталь марки 16 (в северных ус­ловиях ее заменяют сталью 10Г2С1Д). Продольные балки про­езжей части также выполнены из стали 16Д, а поперечные — из стали марки 15ХСНД или 10Г2С1Д.

Стык продольных и поперечных балок при одноярусном рас­положении аналогичен балочной клетке решетчатых пролетных строений. Исключение составляют нижние пояса балок, где в качестве накладок используют горизонтальные фасонки продоль­ных связей. Продольные связи раскосной системы крепят также непосредственно к нижним поясам главных балок. Узел прикреп­ления поперечных балок к стенкам главных балок парными угол­ками такой же, как в решетчатых пролетах. Особенность состо­ит в том, что для удобства сборки один уголок приклепывают к стенке на заводе, а другой прикрепляют на монтаже высокопроч­ными болтами.

В силу негабаритности конструкции главные балки и балки проезжей части поставляют отдельными элементами. Затем пролетное строение собирают и устанавливают на опоры в полном сборе обычно консольным краном ГЭПК-130У либо стреловыми кранами.

Одним из недостатков пролетных строений с ездой понизу является сложность выполнения ремонтных работ мостового полотна при эксплуатации. Для повышения долговечности мостового полотна его могут выполнять на металлических поперечинах. Они состоят из парных швеллеров № 20, связан­ных поверху горизонтальными листами. Между рельсами уло­жен настил из рифленого листа шириной 700 и толщиной 5 мм. Тротуары в виде сборных ребристых железобетонных плит отделены от проезда и опираются на поперечные балки.

Устройство пути на металлических поперечинах позволяет снизить расходы по его содержанию. Однако и без того высо­кий расход металла увеличивается более чем на 500 кг на 1 м моста, усложняется устройство автоблокировки, возрастает шум при проходе поездов.