Описание конструкции балочных пролетных строений со сплошными стенками, страница 5

Возросла металлоемкость и тру­доемкость заводского изготовления конструкций, но внесен­ные изменения повысили усталостную прочность, долговеч­ность и надежность пролетных строений.

Металлические пролетные строения по проекту инв. N 821-К (Ленгипротрансмост. 1991 г.) имеют двутавровые главные бал­ки; при езде на железобетонных безбалластных плитах могут устанавливаться только на прямых участках пути.

В современных металлических мостах применяют несколь­ко типов безбалластного мостового полотна.

В свое время было широко распространено мостовое полотно на деревянных поперечинах в силу его относительной простоты устройства и малого собственного веса (рис. 3.2). В ряде случаев (например, на разводных мостах) вместо деревянных укладыва­ют металлические поперечины, но вследствие повышенной ме­таллоемкости, коррозии и других недостатков их применяют редко. Из-за низкой долговечности и значительных расходов на содержание мостовое полотно на деревянных поперечинах все более вытесняется безбалластным полотном на железобетон­ных плитах (рис. 3.3). Плиты изготавливают из обычного или предварительно напряженного железобетона в виде сборных блоков, прикрепляемых к верхним поясам балок высокопроч­ными шпильками; в совместную работу с главными балками плиты не включаются. Поперечные швы между блоками заде­лывают гидроизоляционными мастиками. Промежуточные скрепления рельсов здесь те же, что и в обычном пути на же­лезобетонных шпалах.

Пролетные строения с ездой понизу по проекту 3.501-18 и № 563 Ленгипротрансмоста 1968 г.

В ряде случаев, таких, как строительство путепроводов в стесненных городских условиях, а также когда по техни­ческим, экономическим или иным соображениям требуется снизить отметки насыпей на подходах, необходимо приме­нять пролетные строения с уменьшенной строительной высотой /гст . Сделать это в сплошностенчатых балках с ездой поверху сложно, так как их высота, в основном, оп­ределяется условиями прочности и деформативности. Вы­ходом из положения может быть пропуск поездов не над главными балками, а между балками, раздвинутыми на со­ответствующую ширину, т.е. при езде понизу.

При этом наименьшее расстояние между главными балка­ми определяется шириной габарита приближения конструк­ций. Для однопутных железнодорожных мостов оно состав­ляет не менее 5,5...5,8 м, что, в свою очередь, требует выпол­нения опор более широкими, чем при езде поверху. Данное соображение всегда следует иметь в виду, поскольку необхо­димо добиваться эффективности решений не только пролет­ного строения, но и моста в целом.

Конструкция главных балок в рассматриваемом пролетном строении не имеет принципиальных отличий от случая езды поверху (см. п. 3.2). Их характерная особенность состоит в отсутствии верхних продольных связей, мешающих езде пони­зу. Продольные связи можно устанавливать только по ниж­ним поясам. При отсутствии связей верхние сжатые («откры­тые») пояса главных балок имеют большую свободную длину, что по условию общей устойчивости требует назначения более мощных их сечений. К примеру, ширина поясных листов в типовом пролетном строении длиной 27,6 м принята равной 650 мм вместо 490 мм в строении той же длины с ездой повер­ху. Устойчивость верхних поясов можно повысить также за счет устройства поперечных полурам в вертикальных плоско­стях поперечных балок.

Из-за большого расстояния между главными балками воз­никает необходимость в устройстве балочной клетки проез­жей части, состоящей из продольных и поперечных балок. Нагрузка от подвижного состава передается через мостовое полотно на продольные балки, которые, в свою очередь, пере­дают ее на поперечные, а те — на главные балки. Строитель­ная высота при этом не зависит от длины пролета, она опре­деляется, главным образом, конструкцией проезжей части.

Необходимость в балочной клетке и специфическая работа верхнего пояса в пролетных строениях с ездой понизу приво­дят к повышенной в полтора—два раза металлоемкости по сравнению с пролетными строениями с ездой поверху при той же длине пролета (см. табл. 3.1), что является «платой» за пониженную строительную высоту. Но в этом случае ничто не препятствует устройству главных балок наиболее рациональ­ного очертания — с переменной высотой, отвечающей эпюре изгибающих моментов в балке.