Бизнес-проект внедрения и использования нововведений: Методические указания по разработке курсового проекта по дисциплине «Экономика научно-технического развития», страница 8

В ряде случаев на уровне первичного маркетинга устанавливается, что в качестве новации должно рассматриваться мероприятие, обладающее новыми потребительскими свойствами (например, система качества).

3.5. Вторичный маркетинг нововведения

3.5.1. Характеристика рынка нововведений, его емкость, решение и обоснование объема производства

Подраздел предполагает наличие ответов на следующие вопросы:

- Как и чем характеризуется рынок нововведения?

- Как вы предполагаете начать исследование рынка новации: исходя из

18.

   макроуровня спроса потребителей или микроуровня собственных

   возможностей?

- Какие другие разновидности продукции представлены на этом рынке,

  являются ли они аналогами или конкурентами?

- Какую угрозу представляют конкуренты и аналоги продукции?

- Что является отличительной чертой новации: потребительские

  натуральные или стоимостные свойства и как они её выделяют среди

  подобных аналогов?

- Какие свойства новации являются доминирующими?

Маркетинг инноваций, хотя в условиях рынка новые товары, технологии и услуги являются главными инструментами конкурентного выживания, остается еще мало изученной областью. Результаты рыночных исследований показывают, что степень риска от использования нововведений остается еще достаточно высокой: три из пяти новаций оставляют только убытки. Сами новации, как было показано в разделе 3,3, имеют разный уро-вень инновационности, создавая условия для риска ограниченного спроса.

Значительную часть рынка реальных новаций занимает «наукоемкая» и «научно-техническая продукция». В «наукоемкой» продукции материального производства значительную часть занимают затраты интеллектуального научного труда. Научно-техническая продукция, имеющая коммерческое значение в настоящее время реализуется преимущественно в нематериальной форме (в виде лицензий, патентов или научно-технических услуг).

Результаты ранжирования факторов конкурентоспособности оборудо-вания российскими предприятиями приведены в табл. 5. Они показывают, что самый высокий рейтинг у показателя «надежность и долговечность», вторую позицию занимает показатель «базисных эксплуатационных характеристик», а на третьем месте – «безопасность и удобство эксплуатации».  В конце группы показателей оказались «экологичность», «дизайн» и «имидж поставщика», хотя и с высокими бальными оценками.

19.

Таблица 5.

Оценка факторов конкурентоспособности оборудования

Факторы конкурентоспособности

Баллы

Факторыконкурентоспособности

Баллы

1

2

1

2

1. Надежность и долговечность

9,1

6. Стоимость

7,7

2. Базисные эксплуатационные характеристики

8,3

7. Экономичность

7,3

3. Безопасность и удобство эксплуатации

8,1

8. Экологичность, система качества

6,7

4. Сроки поставки

7,9

9. Дизайн

6,1

5. Сервисное обслуживание

7,8

10. Имидж поставщика

6,0

На отечественном рынке имеет место явная недооценка показателей «стоимости» и «экономичности», которые являются доминирующими при оценке инвестиционной привлекательности бизнес-проектов. Не вошел в состав десятки показателей рейтинговой оценки и показатель «срока окупаемости» инвестиций (он оказался одиннадцатым с бальной оценкой 5,6), служащий главным оценочным фактором для инвесторов.

Это говорит о том, что основу отечественного рыночного отбора новаций составляют натуральные потребительские свойства новаций, а не стоимостные показатели, используемые банками и инвесторами. Такое положение осложняет особенности отбора конкурентоспособных нововведений.