Методические рекомендации и контрольно-измерительные задания для самостоятельной работы по дисциплине "Отечественная история", страница 6

2.  История России: учебник для вузов / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Велби: Проспект, 2007.

3.  История России в правовых документах: Хрестоматия. – М.:РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина,1998.

4.  История России. С древнейших времен до конца XVII в. Под ред. А.Н. Сахарова. - М., 2005.

5.  История России с древнейших времен до конца XVII века: учеб. пособие для вузов / Л. В. Милов, Б. Н. Флоря, Н. В. Козлова, Л. Н. Вдовина; под ред. Л.В. Милова. - М.: Эксмо, 2006.

6.  История России для технических вузов. /Под ред. проф. Б.В. Личмана. Изд.2-е. Ростов н/Д: «Феникс», 2005.

7.  Кривошеев Ю.В. Русь и монголы.−СПб.: Изд-во СПб. ун-та., 2003.

8.  Калинов В.В. Курс лекций по Отечественной истории (IX-XVIII вв.) в таблицах и схемах. – М.: ФГУП «Изд-во нефть и газ» РУ нефти и газа им. И.М Губкина,  2006.

9.  Моряков В.И., Федоров В.А., Щетинов Ю.А. История России. Учебник. – М.: Просвещение, 2006.

10.  Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева И.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник. 3-е изд., доп. и перераб. -  М.: Просвещение, 2006.

11.  Отечественная история для технических вузов. - СПб., 2005.

12.  Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года: учебник для вузов / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. А. Федоров. - 4-е изд. - М.: Высшая школа, 2006, 2007.

13.  Платонов С.Ф. Курс русской истории / С. Ф. Платонов. - М.: Вече, 2006

14.  Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 г. Учебное пособие для вузов. - М., 2004.

15.  Хрусталев Д.Г. Русь от нашествия до ига. 30-40-е годы ХШ в.Спб: ЕВРАЗИЯ, 2004.

ТЕМА 6. Россия и средневековые государства Европы и Азии.

Студентам, самостоятельно изучающим средневековую историю России, следует обратить внимание, что одной из основных проблем внутриполитической жизни в этот период была проблема выбора путей централизации государства. Рекомендуется рассмотреть попытки реформирования государственной системы управления в XVI в. именно с этой точки зрения. Характеризуя период реформ Ивана Грозного и Избранной Рады, следует остановиться на реформах в сфере законодательства, церковных реформах, реформах центрального и местного управления и реформе военного дела.

Изучение дискуссий по проблеме опричнины обращает внимание студента на такое понятие как историография вопроса. При этом рекомендуется проанализировать весь спектр мнений, распределив их, по возможности, по группам и сформулировать своё отношение к данной проблеме. Проанализируйте последствия опричнины для последующего этапа развития Российского государства.

При рассмотрении вопросов внешней политики России во второй половине XVI в., выделите ее основные направления, цели и методы решения. Определите по каждому из направлений, каковы были  успехи и неудачи. Студенту, изучающему эту тему, необходимо учитывать, что внешняя политика в истории Российского государства оказывала огромное, зачастую определяющее, влияние на внутреннюю. Студентам рекомендуется найти исторические факты, подтверждающие это.

Особое внимание следует уделить Ливонской войне, т.к. это была фактически одна из первых попыток России выйти к берегам Балтийского моря. Рекомендуется подробно остановиться на причинах и поводах к войне, а также основных её этапах. Необходимо проанализировать причины, приведшие к поражению русского государства, а также проследить, каким образом Ливонская война способствовала началу опричной политики.

Рассматривая проблему взаимоотношений церкви и государства в указанный период, следует помнить, что церковь на протяжении всей истории русского государства играла чрезвычайно большую роль, а вопросы веры были на первом плане в духовной жизни русских людей. Представляется важным сравнить основные позиции иосифлян и нестяжателей – двух течений в церковной жизни того времени. Следует выделить позитивные и негативные моменты в каждом из них и ответить на вопрос, почему государство поддержало  в итоге именно иосифлян.