Методические рекомендации и контрольно-измерительные задания для самостоятельной работы по дисциплине "Отечественная история", страница 16

Анализируя конкретные экономические показатели 30-х гг., подумайте, в чем заключались позитивные и негативные итоги индустриализации и коллективизации.

Рассмотрите первые пятилетки как этап культурной модернизации страны.

Изучите политическую системы 30-х гг., определите соотношение полномочий советских и партийных органов, роль правящей партии в формировании политической системы.  Что такое номенклатура? Когда она возникла и какими полномочиями обладала? Изучите проблему подготовки и принятия Конституции СССР 1936 г. Назовите высшие органы государственной власти СССР и их функции по Конституции СССР 1936 г. Проведите сравнительный анализ Конституций 1924 и 1936 гг. Рассмотрите права и обязанности граждан по Конституции 1936 г. и покажите, как они соотносились с политической реальностью. Проследите изменения в социальном и национальном составе партийно-советского и хозяйственного руководства страны в течение 30-х годов. В ходе самостоятельного изучения темы проанализируйте влияние политической системы, сформировавшейся в 30-е гг., на культурный, нравственный потенциал общества.

Завершите изучение темы характеристикой итогов социально-экономического развития страны в 30-е гг.

ЛИТЕРАТУРА.

1.  Восленский М. Номенклатура. - М., 1991.

2.  Жуков Ю.Н. Иной Сталин. Политические реформы в СССР в 1933-1937 гг. - М., 2003.

3.  Иванов А.М. Логика кошмара. - М., 1993.

4.  История России. ХХ век. Документы и материалы. Учебное пособие в 2-х кн. - М., 2004.

5.  История России. ХХ век. /Под ред. А.Н. Сахарова. - М., 2006.

6.  История России: Учебник/ А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.: Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. (Для технических вузов). – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2006.

7.  Моряков В.И., Федоров В.А., Щетинов Ю.А. История России. Учебник. – М.: Просвещение, 2006.

8.  Мунчаев Ш.М. История России. Учебник для вузов. - М., 2006.

9.  Новейшая история Отечества. ХХ век. Том II. Под ред. А.Ф. Киселева. - М., 1999.

10.Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева И.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 2006.

11.Отечественная история для технических вузов. - СПб., 2005.

12.Платонов О.А. Тайная история России. ХХ век. Эпоха Сталина. - М., 1996.

13.Россия. ХХ век. Документы и материалы. В 2-х кн. - М., 2004.

14.Рябцев Ю.С. История России глазами очевидцев. ХХ век. - М., 2005

15.Щагин Э.М., Вдовин А.С. Хрестоматия по истории современной России. Часть 1. 1917-1945. - М., 2005.

ТЕМА 16. СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны.

Рекомендуется начать изучение темы с того, чтобы вспомнить итоги Первой мировой войны и сложившуюся Версальско-Вашингтонскую систему. Проследите, как после прихода национал-социалистов к власти, Германия идет по пути нарушения условий Версальского мирного договора. Обратите внимание на оформление союза Германии и Италии, и подписание Германией и Японией «Антикоминтерновского пакта».

Следует уяснить, что основной задачей внешнеполитической доктрины советского руководства в этот период было использование международных противоречий для выхода СССР из международной изоляции и обеспечения безопасности его границ.

Сравните, как реагировало на эскалацию военной угрозы руководство СССР и правительства ведущих западно-европейских демократий. Раскройте содержание мирных инициатив СССР в 30-е гг. Подумайте, чем была обусловлена политика западных демократий, названная политикой «невмешательства». Проанализируйте мотивы, по которым британское и французское правительства сделали выбор в пользу переговоров с СССР по важнейшим внешнеполитическим вопросам. Каковы итоги англо-франко-советских переговоров? Изучите содержание советско-германского пакта  о ненападении и секретного протокола к нему. Какие территории входили в сферу интересов нацистской Германии, а какие – в сферу интересов СССР?