Методические рекомендации и контрольно-измерительные задания для самостоятельной работы по дисциплине "Отечественная история", страница 15

17.  Отечественная история для технических вузов. - СПб., 2005.

18.  Гуль Р. Ледяной поход (С Корниловым). - М., 1991.

19.  Россия. ХХ век. Документы и материалы. В 2-х кн. - М., 2004.

20.  Солженицын А.И. Размышления над Февральской революцией. // Российская газета, 27 февраля 2007 г.

21.  Стрелков А.В. Россия 1917 года в германской историографии. Учебное пособие. – М.: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 1999.

22.  Трукан Г.А. Путь к тоталитаризму. 1917-1929. - М., 1994.

ТЕМА 14. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы.

Самостоятельное изучение темы требует от студента понимания того глубокого социально-экономического кризиса, в котором оказалась Советская Россия к началу 20-х гг. под воздействием целой эпохи войн и революций. Подтвердите проявление этого кризиса конкретными экономическими показателями. Обратите затем внимание на то, что решение стоявших перед разоренной страной первоочередных задач большевики в целом видели на путях расширения и углубления политики «военного коммунизма». Однако попытки расширить практику «военного коммунизма» в условиях мирного времени встретили сопротивление крестьян и части рабочих. Подытожьте причины введения новой экономической политики.

В чем заключались основные элементы НЭПа? Рекомендуется рассмотреть нэп как сочетание административных и рыночных элементов управления. Изучите механизмы осуществления новой экономической политики. Подумайте, в чем заключалась противоречивость нэпа. Как противоречия нэпа проявлялись в экономике, в социуме, в политике и идеологии?

Изучите вопрос об образовании и конституционном оформлении СССР. Назовите объективные факторы, способствовавшие объединению в единое государство. Остановитесь на рассмотрении вариантов моделей будущего государства.

Завершая изучение темы, проанализируйте причины свертывания нэпа. Изучая итоги новой экономической политики, обратите внимание не только на экономические показатели, но и на различные оценки, которые давали нэпу лидеры современники событий. Проанализируйте внутрипартийные дискуссии о путях дальнейшего развития страны

ЛИТЕРАТУРА.

1.  История России. ХХ век. Документы и материалы. Учебное пособое в 2-х кн. - М., 2004.

2.  История России: Учебник/ А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др./Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. (Для технических вузов). – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2006.

3.  Моряков В.И., Федоров В.А., Щетинов Ю.А. История России. Учебник. – М.: Просвещение, 2006.

4.  Мунчаев Ш.М. История России. Учебник для вузов. – М., 2006.

5.  Новейшая история России. XX век. Учебник для вузов: Под ред. А.Ф. Киселева. В двух томах. Т.  2. - М., 1999.

6.  Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева И.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 2006.

7.  Отечественная история для технических вузов. - СПб., 2005.

8.  Рябцев Ю.С. История России глазами очевидцев. ХХ век. - М., 2005

9.  Стрелков А.В. Уроки НЭПа: первая попытка либерализации советской экономики. Лекция. – М.: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 1999.

10.  Щагин Э.М., Вдовин А.С. Хрестоматия по истории современной России. Часть 1. 1917-1945. - М., 2005.

ТЕМА 15. Социально-экономические преобразования в 30-е годы.

Основное внимание при изучении темы рекомендуется уделить анализу процесса модернизации 30-х гг.  Следует уяснить, что с точки зрения цивилизационного подхода в этот период осуществлялся переход от доиндустриального и раннеиндустриального общества к развитому индустриальному типу производства.

Проследите, как формировалась идеология и политика экономических преобразований. Необходимо проанализировать, чем было обусловлен курс на индустриализацию страны.  Обратите внимание, что основные средства для создания отечественной индустрии должна была дать социалистически перестраиваемая деревня. Подумайте, возможно ли сопоставить коллективизацию конца 20-х – 30-х гг. с проводившейся двумя десятилетиями ранее столыпинской аграрной реформой. Проанализируйте темпы и средства, которыми проводилась индустриализация и коллективизация? Необходимо усвоить, что искусственное взвинчивание темпов роста промышленности приводило к серьезному нарушению баланса между отраслями.